Комментировал:

Меньше привилегий— больше исков

21.11.2018

Бонусные программы для пассажиров от российских авиакомпаний могут быть в любой момент изменены или вовсе отменены. Перевозчики вправе аннулировать баллы, лишить привилегий за мошенничество, а также за нарушение правил, которые они устанавливают по своему усмотрению. Есть ли шансы добиться справедливости в суде, новостному порталу «News.ru» рассказал адвокат по гражданским делам нашего правового центра Александр Швецов

Ссылка на статью: https://news.ru/den-gi/aeroflot-bonusnaya-programma-passazhiry-otmena-aleshkovskij/

В ценре скандальной истории оказался председатель совета известного благотворительного фонда, который в 2018 году 50 раз летал самолётами «Аэрофлота». Компания закрыла его бонусную программу и отобрала статус «платинового клиента», а его супруга утратила «золотой» ранг. Все накопленные ими мили были аннулированы. Авиаперевозчик действовал на основании правил программы «Аэрофлот бонус», которые позволяют лишать привилегий тех, кто нарушает условя.

«Согласно одному из пунктов договора, компания имеет право отменить все привилегии участника в случаях размещения публикаций, содержащих заведомо ложную информацию или сведений, порочащих деловую репутацию перевозчика в сети Интернет, а также печатных СМИ. Мужчина опубликовал в «Twitter» фотографию приказа гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева, запрещающего сотрудникам использовать в рабочее время мобильные телефоны с камерами. Снимок он сопроводил подписью «Савельев окончательно головой поехал», которую сочли оскорбительной», — рассказывает адвокат по гражданским делам Александр Швецов

Для каждого участника бонусной программы обязательно соблюдение её условий, исключений быть не может. Если клиент обратится в суд, ему придётся доказать, что он не причастен к публикациям, порочащим честь и достоинство сотрудников авиакомпании.У истца мало шансов решить дело в свою пользу, поскольку, вступая в программу как участник, он подписал правила и таким образом согласился с ними.

«В то же время, можно оспорить само существование данного пункта. Бонусная программа, по факту, является публичной офертой. И если продавец даёт себе право по какой-либо причине отказать покупателю — в силу неких моральных качеств, или по «любой причине», как прописано, например, в бонусной программе «Сбербанка», — это является дискриминацией и нарушает права потребителя. Компания, конечно же, вправе устанавливать нормы для своей бонусной программы, но они не могут нарушать законодательство. Скажем, «любой причиной» может стать национальность, возраст, пол, а это уже прямое нарушение прав покупателя», — считает адвокат по гражданским делам Александр Швецов

Несколько клиентов «Аэрофлота» уже судились с компанией по поводу программы. Их не устроило, что в декабре 2011 года перевозчик в одностороннем порядке изменил условия, увеличив количество миль, необходимых для покупки премиального авиабилета. Истцы просили признать эти действия нарушающими закон «О защите прав потребителя». Однако претензии были отклонены сначала районными судами, а затем и Мосгорсудом на том основании, что включение в программу означает согласие с её правилами. Эти нормы предусматривают право компании менять условия программы в любое время и без предварительного уведомления участников.

«Программы лояльности авиакомпаний по своей сути не отличаются от таких же систем в супермаркетах: покупаешь товары, получаешь бонусы, тратишь их на другие туслуги. Мили — это единица, которой перевозчик оценивает лояльность клиента. Их зачисляют за каждый перелёт, количество зависит от расстояния, класса салона и тарифа.
Главный тезис противников таких программ — бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Критики указывают на несколько моментов, портящих картину. Во-первых, отмечают они, обычно «бонусный» билет нельзя вернуть, в нём невозможно сменить дату вылета или переписать на другое лицо. Во-вторых, пассажир должен сам компенсировать топливные и прочие сборы, общая сумма которых может превышать цену самого проездного документа. В-третьих, авиакомпании ограничивают количество «бесплатных» мест на каждый рейс или в бонусных программах участвуют только определённые, как правило, самые дешёвые тарифы. В-четвёртых, бонусы имеют неприятное обыкновение сгорать: если человек за два-три года не совершил ни одного полёта, воспользоваться накопленными милями ему не удастся. Наконец, перевозчик может просто не летать туда, куда вам нужно, — ни самостоятельно, ни в виде совместного рейса», — резюмирует адвокат по гражданским делам Александр Швецов

Услуги:
Задать вопрос юристам
Записаться на прием
Оставить отзыв
Обратиться на ТВ
Яндекс.Метрика