Энергосбытовые компании в качестве предупреждения регулярно рассылают памятки и брошюры, в которых поясняют, как отличить их сотрудников от мошенников. Но люди всё равно доверяют жуликам и оплачивают навязанные услуги. Схема стандартная: приходят якобы представители фирмы и заявляют, что прибор учёта нужно срочно менять. Цена вопроса — от трёх до пяти тысяч рублей.
«Помимо поквартирных обходов мошенники бросали в почтовые ящики поддельные уведомления о необходимости замены прибора учёта, вешали похожие на официальные извещения на входных дверях, звонили по телефону. В качестве причин для замены называют выход за межповерочный интервал, некие изменения в законодательстве», — говорит адвокат по уголовным делам Татьяна Золотарь.
Следует отметить, что за последнее время появилось лишь одно важное нововведение: с 1 июля 2020 года жителям домов не нужно платить ни за счётчик, ни за его замену — расходы переложили на электросетевые организации. Во многом это сделано для борьбы с мошенниками. Стоимость прибора учёта попросту включили в стоимость предоставляемых услуг.
«Одним из наиболее действенных средств профилактики подобных мошенничеств является своевременное информирование населения. Перед подъездом каждого многоквартирного дома есть доска объявлений, где должны размещать важную информацию. Однако в подавляющем большинстве придомовых территории нет подобной информации, а если и есть, то часто соседствует с рекламой мошенников, которые предлагают услуги по платной замене счётчиков», — отмечает адвокат по уголовным делам Татьяна Золотарь.
Способ информировать население, которым часто пользуются сбытовики, — размещение информации на квитанциях. Увы, не все привыкли обращать внимание на что-то иное, кроме суммы, которую необходимо оплатить. Ведь после этих цифр многим жителям страны не до чтения. Куда более востребованными становятся арифметика, экономика и история.
«Если мошенники навязывают подобный договор, не стоит оплачивать их услуги на месте. Лучше взять одну из старых квитанций, перезвонить по указанному номеру телефона, уточнить, существует ли такая организация, и провести консультацию с управляющей или энергосбытовой компанией. Чаще всего, пока потенциальная жертва пытается связаться с работодателем этих «сотрудников», у них появляются срочные вызовы, и они уходят так же неожиданно, как и появились на пороге», — уверена адвокат по уголовным делам Татьяна Золотарь.