Взяв заказ к отделу полиции по столичному району Богородское, таксист Сергей Панфилов и не предполагал, что вскоре придёт туда в качестве потерпевшего. Пассажир, представившийся сотрудником МВД, по телефону пояснил, что находится на совещании с подчинёнными, а потому задерживается. Чтобы не терять времени даром, лжеполицейский попросил водителя купить для него цветы и фрукты в ближайшем магазине, а затем и положить денег на его номер телефона. Таксист перечислил семь с половиной тысяч рублей, которые, видимо, никогда не увидит.
«Аферисты часто выступают под видом сотрудников полиции, прокуратуры, ФСБ или Следственного комитета. Потенциальные потерпевшие привыкли доверять стражам порядка, чем легко пользуются аферисты, просящие оказать помощь органам правопорядка. Далее жулики разыгрывают настоящий спектакль, только место действия не сцена, а двор отдела полиции. Покупка цветов и фруктов была отвлекающим манёвром, интересовали злоумышленников деньги, которые перевёл доверчивый таксист», — считает адвокат по уголовным делам Сергей Матушкин.
Как только таксист перевёл деньги, пассажир перестал выходить на связь. Мужчина зашёл в тот самый отдел полиции, к которому его вызывали, чтобы найти потерявшегося клиента, но оказалось, что внутри ждёт не он, а стражи порядка, для которых этот случай уже не первый. Историю произошедшего, которую начал было рассказывать потерпевший, те завершить не дали, поскольку со сценарием подобных историй знакомы хорошо. Схема, отработанная годами, приносит мошенникам неплохой доход, а жертв обмана, несмотря на шаблонность действий злоумышленников, меньше не становится.
«Злоумышленники используют «серые» сим-карты, оформленные на подставных лиц, которые продают на рынках или у станций метро. Владельцами могут быть бездомные и давно умершие люди. Найти конечного абонента, учитывая, что для покупки пакета подключения паспорт у покупателя не требуют, практически невозможно. Следствие заходит в тупик, а мошенники меняют номер, использовав его всего один раз», — поясняет адвокат по уголовным делам Сергей Матушкин.
Таким видом мошенничества, как правило, занимаются заключённые колоний. Заполучив телефон в местах лишения свободы, они обзванивают потенциальных жертв, представляясь сотрудниками правоохранительных органов, которые за умеренную плату предлагают помочь родственникам абонента, попавшим в беду. Важное условие: просят ни в коем случае не связываться с человеком, о котором идёт речь, мотивируя это тем, что разговор только усугубит ситуацию. Хотя на деле один звонок может расставить все точки над i и предотвратить обман.
«После сообщений с просьбами перевести деньги, не задавая лишних вопросов, появились новые схемы отъёма денег. Задача злоумышленников — шокировать потенциальную жертву новостью или представить ситуацию так, чтобы человек добровольно и без лишних подозрений перевёл необходимую сумму. Если нет записи телефонного разговора, то доказать, что таксист перевёл деньги, будучи введённым в заблуждение, будет проблематично», — говорит адвокат по уголовным делам Сергей Матушкин.