Права равны, но есть и преимущества

22.12.2017

Федеральная пассажирская компания внесла ясность в извечный спор о том, имеют ли право пассажиры верхней полки пользоваться столиком, если против этого возражают соседи снизу. По словам представителей РЖД, «низы» могут отказать «верхам», так как место даёт преимущественное право в пользовании. Как выйти из ситуации, объяснил адвокат по гражданским делам нашего правового центра Вадим Кутиков

Комментировал:

Кутиков Вадим Николаевич

Адвокат, партнёр адвокатского бюро «Человек и Закон»

РЖД поставила точку в вечном споре пассажиров верхних и нижних полок, идущего вокруг столика, стоящего в середине купе. Он, на первый взгляд, находится на нейтральной территории, но соседям постоянно приходилось бороться за право поесть или разместить на нём продукты питания. Дело нередко заканчивалось скандалом, когда недовольные пассажиры снизу отказывались пускать на своё место непрошеных гостей сверху.

«Всё имущество в вагоне принадлежит собственнику, коим является ОАО «Российские железные дороги». Приобретая проездной документ, пассажир получает не только услугу по перевозке, но и право временного пользования оборудованием вагона: столиком, туалетной комнатой и водонагревателем. Они общие, но существуют определённые правила, которые вводят некоторые ограничения», — говорит адвокат по гражданским делам Вадим Кутиков 

Славное советское прошлое учило жителей нашей страны мирному сосуществованию в стеснённых условиях коммунальных квартир и ещё более близком соседстве в плацкартных и купейных вагонах. Большие расстояния и долгое время в пути делало бытовые конфликты неизбежными. Многим пассажирам верхних полок попадались конфликтные соседи снизу, которые не хотели делиться местом и пускать гостей для завтрака, обеда или ужина. Тем более что некоторые из них злоупотребляли гостеприимством, устраивая длительные застолья.

«Пункт 51 правил перевозок, утвержденных Министерством транспорта РФ, гласит, что пассажир, приобретая проездной документ, вступает с перевозчиком в договорные отношения и соглашается во время поездки занимать определенное место, указанное в билете. Другими словами, проезд третьих лиц на оплаченном пассажиром месте не допускается. Ссылаясь на этот документ, можно не пускать соседей к себе», — говорит адвокат по гражданским делам Вадим Кутиков

Ситуация, прямо сказать, революционная: верхи не могут, низы не хотят, но постулаты Ленина подтвердили представители РЖД. Оказывается, пассажир верхней полки, действительно, не может пользоваться нижней, не получив согласия пассажира, оплатившего на ней проезд. Преимущественное право пользоваться столиком для питания или нижним багажным отделением также имеют пассажиры нижних полок. Единственное, чем могут помочь железнодорожники, это советом: относиться друг к другу с пониманием и уважением.

«Пассажир с верхней полки может попросить проводника или начальника поезда временно разместить его на свободных нижних полках, которые имеются в вагоне. Однако их также придется освободить в момент посадки пассажиров с билетами на данные места. Гражданин имеет право на отдых и сервис, если их можно так назвать в плацкарте, в соответствии с тем классом обслуживания, что указан в билете. Потому можно требовать как пересадки на любое свободное, так и к другим соседям», — советует адвокат по гражданским делам Вадим Кутиков 

Отзывы наших клиентов:

Яндекс.Метрика