Права покупателя и обязанности охранника

30.01.2019

Работники многочисленных охранных предприятий, что обеспечивают безопасность и противодействуют мелким кражам из супермаркетов, имеют строго ограниченные должностные обязанности. Их превышение может нести прямую угрозу покупателям, которых могут обвинить в воровстве, заставить платить за случайно испорченный товар, а то и избить, если человек отказывается от прохождения досмотра и пытается покинуть место предполагаемого преступления. О правах и обязанностях сотрудников ЧОПов рассказал адвокат по уголовным делам нашего правового центра Александр Спиричев

Главная задача охранника — следить за безопасностью на вверенном ему объекте. О любых противоправных действиях покупателей контролёр торгового зала обязан сообщать начальству и в органы правопорядка. Никаких задержаний, применений специальных средств или досмотра — это прерогатива полиции. Охранник, безусловно, может попросить показать, что хранится в сумке подозрительного посетителя, но тот имеет полное право отказаться.

«Если охранник настойчив, можно обратиться в администрацию магазина. Законодательство не запрещает входить в супермаркет с сумкой. Там могут лежать личные и весьма ценные вещи, а потому клиента, который наотрез отказывается их демонстрировать, понять можно. И внутренние инструкции магазина, на которые любит ссылаться персонал, не имеют силы закона. Все действия производятся только с разрешения владельца имущества. Это касается как входа, так и выхода из помещения торгового зала», — поясняет адвокат по уголовным делам Александр Спиричев.

Принудить вас сдать вещи в камеру хранения охранник тоже не может. Как и заставить упаковать их в специальный пакет или поставить на них пломбу. Вы можете смело отказаться, ссылаясь на закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», который регулирует работу сотрудников службы безопасности. И пусть на их форме красуются надписи «Спецназ» или «Группа быстрого реагирования», никакого отношения к правоохранительным органам чоповцы не имеют. Прав у них не больше и не меньше, чем у покупателя, потому любой конфликт должны решать представители власти, например, полиция.

«Для вызова сотрудников правоохранительных органов у охраны должны быть веские основания. И надо признать, представители ЧОПов останавливают лишь тех, кто подозрительно себя ведёт. И любой конфликт разрешается быстро. Если человеку скрывать нечего, он предъявит содержимое сумки и карманов добровольно, а контролёры торгового зала принесут свои извинения. Не все граждане готовы на это пойти, потому и приходится разбираться в ситуации полицейским», — говорит адвокат по уголовным делам Александр Спиричев.

Хорошим средством для сдерживания агрессивных сотрудников охраны может стать камера мобильного телефона. Её можно использовать и во время посещения торгового зала, снимая ценники и происходящее. Запретить это охранники не могут, равно как и требовать пройти досмотр или дождаться сотрудников полиции. Пускать в ход руки или специальные средства в виде дубинки и наручников также запрещено. Задача службы безопасности — находить, противодействовать и сообщать о нарушении законодательства.

«Использовать оружие они могут только чтобы предотвратить преступление или для самообороны (раздел 5 закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»). Действия охранника должны быть соразмерны угрозе и ущербу, от которого он пытался уберечь магазин. В противном случае отвечать за нанесённый вред здоровью покупателя или порчу его имущества придётся именно сотруднику», — считает адвокат по уголовным делам Александр Спиричев.

Отзывы об этом деле:

Вопросы по теме:

Отзывы наших клиентов:

Задать вопрос юристам
Записаться на прием
Оставить отзыв
Обратиться на ТВ
Яндекс.Метрика

Заказать обратный звонок

Ваш телефон:
Ваш email:
Ваше имя:
Суть вопроса: