Комментировал:

Программа лояльности как предмет для судебного разбирательства

07.02.2019

Добиваться справедливости в суде намерен постоянный клиент авиакомпании, лишённый премиальной карты из-за высказываний в адрес руководства перевозчика. Есть ли шансы вернуть привилегированный статус, в интервью журналистам сайта «М24» рассказал адвокат по гражданским делам нашего правового центра Александр Швецов

https://www.m24.ru/shows1/109/190807

Авиаперевозчик действовал на основании правил программы «Аэрофлот бонус», которые позволяют лишать привилегий тех, кто нарушает условия. Таким образом председатель совета известного благотворительного фонда, который в 2018 году 50 раз летал самолётами компании, был лишён «платинового» статуса и бонусной карты из-за публикации в социальной сети. Все накопленные мили были аннулированы. 

«Мужчина опубликовал в Twitter фотографию приказа гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева, запрещающего сотрудникам использовать в рабочее время мобильные телефоны с камерами. Снимок он сопроводил подписью «Савельев окончательно головой поехал», которую сочли оскорбительной. Компания имеет право отменить все привилегии участника в случаях размещения публикаций, содержащих заведомо ложную информацию, или сведений, порочащих деловую репутацию перевозчика, в сети Интернет, а также в печатных СМИ», — рассказывает адвокат по гражданским делам Александр Швецов. 

У истца не много шансов решить дело в свою пользу, поскольку, вступая в программу как участник, он подписал правила и таким образом согласился с ними. Если клиент обратится в суд, ему придётся доказать, что он не причастен к публикациям, порочащим честь и достоинство сотрудников авиакомпании. 

«Бонусная программа по факту является публичной офертой. И если продавец даёт себе право по какой-либо причине отказать покупателю — в силу неких моральных качеств или по «любой причине», — это является дискриминацией и нарушает права потребителя. Компания, конечно же, вправе устанавливать нормы для своей бонусной программы, но они не могут нарушать законодательство. Скажем, «любой причиной» может стать национальность, возраст, пол, а это уже прямое нарушение прав покупателя. Можно попытаться оспорить существование пункта, говорящего о возможном лишении статуса из-за критики в адрес компании или её руководства», — считает адвокат по гражданским делам Александр Швецов. 

Бонусные программы «Аэрофлота» уже становились причиной судебных разбирательств. Клиентов не устроило, что в декабре 2011 года перевозчик в одностороннем порядке изменил условия, увеличив количество миль, необходимых для покупки премиального авиабилета. Истцы просили признать эти действия нарушающими закон «О защите прав потребителя». Однако претензии были отклонены сначала районными судами, а затем и Мосгорсудом на том основании, что включение в программу означает согласие с её правилами. Эти нормы предусматривают право компании менять условия программы в любое время и без предварительного уведомления участников. 

«Мили — это единица, которой перевозчик оценивает лояльность клиента. Их зачисляют за каждый перелёт, количество зависит от расстояния, класса салона и тарифа. Главный тезис противников таких программ — бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Обычно «бонусный» билет нельзя вернуть, в нём невозможно сменить дату вылета или переписать на другое лицо. Пассажир должен сам компенсировать топливные и прочие сборы, общая сумма которых может превышать цену самого проездного документа. Авиакомпании ограничивают количество «бесплатных» мест на каждый рейс, или в бонусных программах участвуют только определённые, как правило, самые дешёвые тарифы. Подобные программы лояльности по своей сути не отличаются от аналогичных, принятых в супермаркетах или на автозаправках: покупаешь товары, получаешь бонусы, тратишь их на другие услуги», — резюмирует адвокат по гражданским делам Александр Швецов. 

Вопросы по теме:

Отзывы наших клиентов:

Задать вопрос юристам
Записаться на прием
Оставить отзыв
Обратиться на ТВ
Яндекс.Метрика

Заказать обратный звонок

Ваш телефон:
Ваш email:
Ваше имя:
Суть вопроса: