Регулярно в средствах массовой информации мелькают сообщения о целых бандах людей в погонах, которые занимаются вымогательством на дорогах. Руководители среднего звена требуют с подчиненных каждую смену приносить им определенную плату, которую они, в свою очередь, отправляют начальству. Своеобразный криминальный бизнес правоохранителей, конечно, процветает не в каждом регионе, но взятки берут везде. Пусть, зачастую, в эту схему и не включатся верхушка ведомства, но рядовых инспекторов, которые ежедневно занимаются рэкетом на дорогах, хватает с избытком.
«Вести видеосъемку работы сотрудников полиции не запрещено. И хоть момент получения взятки практически невозможно записать с помощью обычного регистратора, но пользоваться диктофоном или камерой тайком можно. После этого необходимо написать заявление в ближайшем отделе полиции или отправиться в службу собственной безопасности ГИБДД и передать там материалы, подтверждающие преступную деятельность гаишников», — советует адвокат по уголовным делам нашего правового центра Дмитрий Панфилов.
Чаще всего именно «безопасники» раскрывают противоправную работу коллег. Простые водители откровенно опасаются мести со стороны правоохранителей, считая, что все сотрудники повязаны между собой. Задержания гаишников проводятся регулярно, доказательствами вины становятся скрытая видеосъемка и помеченные купюры. Но сил, направленных следить за частотой рядов, явно не достаточно, поэтому простые водители могут и сами помочь в выявлении тех, кто порочит органы правопорядка.
«Если водитель решил по собственной инициативе зафиксировать момент передачи взятки с помощью видеокамеры или диктофона, то ему ни в коем случае нельзя предлагать деньги самому или настаивать на том, чтобы гаишник принял некий подарок. Тонкость в том, что в таком случае он сам становится участником преступления, записывающий свидетельство против самого себя. Напротив, если деньги откровенно вымогают, прибегая к различным угрозам, то инициатором становится уже сам человек в погонах», — считает адвокат по уголовным делам Дмитрий Панфилов.
Часто желание решить все проблемы на месте исходит от человека, сидящего за рулём, ведь дорожные ситуации бывают самые разные. Например, зафиксированное нарушение тянет на лишение водительского удостоверения или крупный штраф, тогда и появляется соблазн сэкономить, а гаишник попадается весьма сговорчивый. И тот и другой, в этом случае, являются соучастниками преступления. Но все же народная молва не даром наделяет дурной славой инспекторов ДПС. Те стараются нести свою службу в местах повышенной аварийности, по крайней мере, так говорят сами сотрудники. На самом деле — это ловушки для водителей, где стоят противоречивые дорожные знаки, неоднозначная разметка или недавно изменена схема движения. Об этих кормушках сообщать некуда, а палочная система, которую в ГИБДД отменили только на словах, сама подталкивает сотрудников на поиск нарушителей и составление административных протоколов, а никак не на обеспечение безопасности дорожного движения, как того требуют их прописанные в законе должностные обязанности.
«Статьи 290 и 291 действующего Уголовного кодекса, то есть взятка и дача взятки, предусматривают различные меры наказания, в зависимости от тяжести правонарушения. Санкции предусматривают лишение свободы с выплатой штрафа, который в несколько раз превышает сумму вознаграждения. Как инспекторам, так и водителям стоит тысячу раз подумать перед тем, как совершить это преступление», — советует адвокат по уголовным делам Дмитрий Панфилов.