Общие очертания работы сотрудников автосалона указывают на то, что клиенты имели дело с вероятными мошенниками. Менеджер расхваливал понравившуюся клиенту машину с пробегом, уверял, что она прошла предпродажный техосмотр, репутация у фирмы весьма солидная, и предупреждал, что обмануть могут где угодно, но только не здесь, в известном и популярном салоне. Когда покупатели выбирали машину, им называли одну цену, а после подписания договора купли-продажи выяснялось, что она гораздо выше.
«Когда покупатель ставит подпись под необходимыми документами, то даёт своё согласие на условия, которые предлагает автосалон. Если потом выяснится, что различные пункты договора увеличивают стоимость приобретаемого имущества, пенять придётся только на собственную невнимательность», — считает адвокат по уголовным делам Ильдар Фазлеев.
Улыбки покупателей, изображённых на плакатах в автосалоне, разительно отличались от печального вида реальных клиентов. Например, одному из них приглянулась подержанная иномарка за миллион рублей. Мужчина внёс предоплату, равную половине цены, а когда пошёл забирать ключи, то узнал о том, что заплатить за внедорожник придётся в два раза больше, чем планировал изначально. Обман крылся в мелком шрифте некоторых пунктов договора купли-продажи.
«Необходимо внимательно прочитать все пункты в бумагах, которые предстоит подписать, и особенно те, что на первый взгляд не бросаются в глаза. Опасения должны вызвать различные сноски и мелкий шрифт. Лучше обезопасить себя и отдать документы на изучение независимому специалисту. Его услуги обойдутся куда дешевле возможных потерь. Необходимо почитать отзывы о работе предприятия в Интернете, они тоже могут многое сказать о репутации продавца», — говорит адвокат по уголовным делам Ильдар Фазлеев.
Недовольные клиенты, желающие расторгнуть уже подписанный договор, узнавали о его неприятной стороне. Предприниматели предлагали либо отдать всю сумму на месте, либо выплатить штраф, равный первоначальному взносу. Большинство клиентов, опасаясь потерять сбережения, выполняли навязанные условия, и лишь некоторые решили обратиться в правоохранительные органы.
«Очень непросто привлечь руководство автосалона к ответственности по статьям, предусмотренным в Уголовном кодексе. На покупателей никто не оказывал давления, а все бумаги они подписывали самостоятельно. Дельный совет: при общении с менеджером записывайте разговор на диктофон или телефон, а полученный договор сфотографируйте на тот случай, если его захотят подменить. Любые возникающие вопросы относительно чистоты и законности сделки лучше задавать не продавцу, а независимому юристу», — уверен адвокат по уголовным делам Ильдар Фазлеев.