Мать троих детей Елена Фомичёва решила порадовать отпрысков покупкой игровой приставки. Нашла подержанную на известном сайте бесплатных объявлений. А любезный продавец из Московской области даже доставку согласился оформить. В итоге женщина оплатила полную стоимость товара, но долгожданный подарок сыновья так и не увидели. Она прошла по ссылке, перевела деньги на указанный счёт, но на этом связь с продавцами прервалась.
«Мошенники обычно используют обезличенные интернет-кошельки, на которые просят перевести деньги. Отличия от банковского счёта очень весомые. Если товар оплачен, но не получен, то в силу вступают обычные гражданско-правовые отношения: иск в суд, решение, исполнительный лист и взыскание. Но определить, кто конкретно является обладателем электронного кошелька, очень сложно. И если продавец пропал, то следует обращаться в полицию, хотя там наверняка разведут руками», — уверен адвокат по уголовным делам Алибек Гуков.
Героем программы стал и сам адвокат, вовремя раскусивший мошенников. Решил продать через Интернет старую мебельную стенку. Через несколько секунд после размещения объявления раздался звонок. Покупатель хотел купить товар и прислать грузчиков. Единственный нюанс — для перевода денег попросил подойти к банкомату и совершить пару простых операций, чтобы получить доступ к счёту продавца.
«Поняв, что имею дело с мошенниками, я по достоинству оценил их задумку и даже перезвонил, чтобы поделиться своими эмоциями, но абонент был вне зоны доступа. Жулики действуют хитро и изобретательно, а потому некоторых из них, как и любого противника, можно и нужно уважать», — считает адвокат по уголовным делам Алибек Гуков.
Судя по переписке на форуме интернет-воров, месячный доход группировки — порядка миллиона долларов. Это тысячи потерпевших в России и странах ближнего зарубежья. Купля-продажа через сайты бесплатных объявлений, аренда квартир и автомобилей, предложения различных услуг по 100-процентной предоплате. Отдельная каста среди жуликов-невидимок (то есть тех, кто работает дистанционно) — это так называемые звонари. Обычно они представляются сотрудниками банка и рассказывают небылицы с целью узнать номер вашей карты.
«Нередко «звонари» представляются сотрудниками пенсионного фонда и социальных служб — просят банковские реквизиты жертвы якобы для перечисления выплат и компенсаций. Причём научились подделывать реальные телефонные номера госорганов. У сегодняшних кибержуликов почти всегда есть личная информация о жертве. Фамилия, имя, отчество, адрес, телефон, паспортные данные и даже кое-какие сведения об имуществе. Всё и всегда лучше перепроверять. Ну не будут вам звонить из банка и спрашивать секретный код кредитной карты. Засомневались — позвоните на горячую линию сами. Аккуратнее с перепиской в соцсетях и онлайн-шопингом в Интернете. Любой аккаунт можно взломать и любой сайт подделать. Если что-то хотите продать или купить с рук, приезжайте на сделку лично. А если нет такой возможности — заказывайте доставку не через непонятные ссылки, а в ближайшем офисе или на почте. Так надёжнее», — советует адвокат по уголовным делам Алибек Гуков.