Прежний административный регламент ГИБДД предписывал инспекторам останавливать водителей исключительно на стационарных постах. Согласно нововведениям, они могут это делать в любом месте, где того потребуют обстоятельства. Многие автолюбители были возмущены новыми возможностями служителей закона, которые, якобы, ущемляли их права. От имени недовольных, выступил один из жителей Урала, обратившийся в Верховный суд. Он требовал разъяснить, где можно, а где нельзя заниматься проверкой документов, выявлением нарушений и прочими неприятными процедурами, которые ведут к увеличению количества выписанных штрафов.
«Верховный суд, ожидаемо, встал на сторону ГИБДД. По логике некоторых водителей, получалось, что фиксировать нарушения и проводить проверку документов можно было только на посту, а остальные дороги были свободны от глаз инспекторов, а потому, и правила дорожного движения каждый мог трактовать вольно. Гаишники могли и раньше остановить любой подозрительный автомобиль, который, пусть даже не нарушив ПДД, привлёк их внимание. Это мотивировали спецоперациями, которые проводятся практически ежедневно, а потому и придраться, вроде как, было не к чему», — говорит адвокат по административным делам Олег Теницкий
Открытость, с которой раньше представлялась деятельность инспекторов, якобы, стоящих на привычном для себя и автолюбителей стационарном посту, уходит в прошлое. В арсенал ГИБДД вернулись привычные засады. Стоять с прибором, измеряющим скорость, он могут в самых непредсказуемых местах, но выбирают, чаще всего, дорогу с качественным покрытием, где многие по привычке давят на газ. Прятаться будут за остановками, деревьями и стоящими машинами, чтобы сделать встречу как можно более неожиданной.
«Прежний регламент, не особо ограничивал действия инспекторов. Несмотря на заявления руководства ведомства об открытости, показатели, которые требуют выполнять и перевыполнять от рядового состава, диктуют свои условия. Заросли, припаркованные автомобили или остановки общественно транспорта, за которыми прятались гаишники с радаром, именовались, и будут именоваться не засадами, а естественными препятствиями», — считает адвокат по административным делам Олег Теницкий
Большие дискуссии вызвало отсутствие в административном регламенте пункта, разрешающего вести фото и видеосъёмку действий инспекторов. В ведомстве поспешили развеять все сомнения, заявив, что исключение указанной нормы не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать информацию любым законным способом. То есть фиксация работы полиции по-прежнему остаётся действенным, и порой единственным способом доказать свою правоту в суде.
«Ещё одним нововведением, наделавшим немало шума, стала новость о том, что сотрудники ДПС теперь не будут оформлять справки о ДТП. Это может вызвать сложности в общении со страховыми компаниями. ГАИ будет выдавать определения, протоколы или постановления, к которым теперь необходимо привыкать. Количество инспекторов сокращается, а объём их работы только растёт. Потому их функции будут перераспределять, а о выездах на мелкие ДТП вскоре можно будет забыть. На смену справкам придёт «европротокол» и аварийные комиссары», — поясняет адвокат по административным делам Олег Теницкий