Ссылка на статью
Согласно пункту 31 Административного регламента ГИБДД, инспектор имеет право на «проверку документов, идентификационного номера и номера кузова». В некоторых VIN-код легче всего считывается именно под капотом — поэтому инспектор и просит открыть его. Но чаще всего эти цифры можно сверить, не открывая капота. К тому же сверка данных агрегатов не всегда возможна прямо на дороге.
«У водителя выход один — поверить сотруднику ДПС на слово и открыть капот. Снимайте происходящее на видео — на всякий случай. Уточните у полицейского: он обращается к вам с просьбой или с требованием? Это важно — в просьбе вы вправе отказать. А вот требование, подкреплённое ориентировкой или подозрением, что автомобиль находится в угоне, выполнить придётся. За отказ грозит штраф до четырёх тысяч рублей или арест сроком до 15 суток (ст. 19.3 КоАП РФ)», — уверена юрист, помощник адвоката Елизавета Владимирова.
Если вам нечего скрывать, то лучше выполнить просьбу инспектора ДПС. Это сэкономит ваше время, да и у инспектора не возникнет дополнительных вопросов. Снимайте сверку данных на видео. Если у инспектора ГИБДД есть намерение не просто сверить VIN-код, но также исследовать «нутро» машины (например, на предмет неисправностей или установки незаводских деталей), настаивайте, чтобы была инициирована процедура досмотра (статья 27.9 КоАП РФ). Досмотр всегда проводится под протокол, с применением видеозаписи или в присутствии двух понятых.
«При досмотре инспектор имеет право прикасаться к любым элементам автомобиля, но не может нарушать его конструктивную целостность. К примеру, разбор деталей кузова или вскрытие обшивки салона будет считаться уже обыском, который возможен лишь на основании решения суда», — говорит юрист, помощник адвоката Елизавета Владимирова.
Вряд ли инспектор ГИБДД на месте сможет выявить нарушения, при которых эксплуатация автомобиля запрещена (согласно «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации» ПДД). А это значит, что и забрать машину на штрафстоянку не могут.
«Должна быть проведена техническая экспертиза — лишь после этого сотрудник ГИБДД может составить протокол об изъятии транспортного средства в связи с нарушением технической эксплуатации автомобиля. Эвакуация без технической экспертизы — нарушение со стороны сотрудника ГИБДД», — считает юрист, помощник адвоката Елизавета Владимирова.