Комментировал:

Гуков Алибек Сафарович

Адвокат, партнёр адвокатского бюро «Человек и Закон», кандидат юридических наук, доцент

Пенсионера оштрафовали за полет на самодельном самолете

21.02.2017

Бывший военный лётчик Александр Яшанин, не хочет расставаться с крыльями и после ухода на заслуженный отдых. В своём гараже он мастерит летательные аппараты и успешно проводит испытания в воздухе. К несчастью для пенсионера, один из полётов закончился штрафом, который выписала местная прокуратура. С точки зрения закона, наказание абсолютно обоснованно, считает адвокат по административным делам нашего правового центра Алибек Гуков, ведь пилот-любитель, несмотря на свой опыт, не имеет права на управление самолётом, который, к тому же, не соответствует установленным требованиям. Об этом он рассказал в интервью программе «Вести. Дежурная часть» на телеканале «Россия 24»

 

Гараж пенсионера из Новосибирской области Александра Яшанина походит на самый настоящий авиазавод. У дверей находится сборочный цех, а за занавеской конструкторское бюро. За несколько лет собраны уже два летательных аппарата, на очереди третий. Разве что с летными испытаниями происходят конфузы: обходятся они без чрезвычайных происшествий, но каждое таит в себе риск встречи с представителями правоохранительных органов. Последний вылет стоил пенсионеру штрафа в две тысячи рублей, который вынесла прокуратура. Среди наблюдавших за полетом местных жителей был и сотрудник местного надзорного органа, который позже выяснил, что необычный летательный аппарат сделан своими руками, и не проходил ни испытаний, ни необходимых экспертиз, что не соответствует требованиям законодательства.

«Управление воздушным судном, не прошедшим регистрации, не поставленным на учёт, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков, влечет наложение административного штрафа на командира в размере до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным транспортом на срок до одного года. Теоретически, управлять таким самолётом можно, но при наличии разрешительной документации», — говорит адвокат по административным делам Алибек Гуков.

Такой крайней меры, как временное лишение свидетельства пилота, пенсионер точно не боится. Никаких прав на управление гражданскими судами Александр не имеет. Он был военным лётчиком-инструктором на «кукурузнике» АН-2 и даже на рабочей лошадке ВВС вертолёте МИ-8, однако, эти машины хоть и имеют вполне мирное применение, однако, согласно букве закона, требуют переучивания боевых пилотов в гражданские. Подобная школа будет стоить мужчине порядка трёхсот тысяч за несколько месяцев учёбы за партой с другими курсантами. Имея огромный опыт управления и налёт, придется всё начинать заново. Хотя деньги, можно вполне потратить на доработку моделей.

«Для законодательства это примерно то же, что не иметь права на управления автомобилем и встретиться с представителями ГИБДД. Не получиться доказать инспекторам, что в армии мастерски водил танк или БТР, а уж с гражданской машиной и подавно справишься. Есть небольшой пробел в законе, который можно подкорректировать или дополнить, но сейчас отсутствие лицензии пилота карается штрафом до двух с половиной тысяч рублей», — поясняет адвокат по административным делам Алибек Гуков.

Боевой пилот действительно возмущён. Получается, если не найти крупной суммы на обучение, то больше не сесть за штурвал. А если не потратить годы и миллионы рублей на регистрацию, экспертизу и испытания самодельного самолёта, то и его в воздух не поднять на законных основаниях. Административное законодательство очень лояльно относится к желающим полетать без необходимых лицензий. Летательный аппарат можно привести в страну из-за рубежа и летать себе преспокойно над незаселенными местами, чтобы избегать проблем с законом. Штраф в пару тысяч рублей не испугает владельца, чья железная птица стоит как иномарка.

«Эксперты считают, что незарегистрированных воздушных транспортных средств в нашей стране куда больше тех, которые имеют необходимые документы.  Гражданская авиация развита мало, не в пример США или Европе, а потому и закручивать гайки законодатели не спешат. Всё это рано или поздно должно измениться», — резюмирует адвокат по административным делам Алибек Гуков.

 

Отзывы наших клиентов:

Яндекс.Метрика