Комментировал:

Гуков Алибек Сафарович

Адвокат, партнёр адвокатского бюро «Человек и Закон», кандидат юридических наук, доцент

Правила новые, компенсации старые

29.05.2018

В России начала действовать Монреальская конвенция — свод правил, регулирующий спорные отношения авиаперевозчиков и клиентов. Де-юре компенсации за вред, причиненный пассажирам, многократно выросли, но по факту, всё несколько иначе. О тонкостях увеличения компенсаций рассказал адвокат по гражданским делам нашего правового центра Алибек Гуков 

Монреальская конвенция, к которой присоединилась наша страна, должна значительно повысить ответственность авиакомпаний за задержку рейса или утерю чемоданов. Например, за багаж, потолок выплат теперь составляет сумму до 90 тысяч рублей, до этого, всего 600 рублей за килограмм веса. Задержка вылета может обойтись в 360 тысяч. А в случае гибели пассажира его родные получат около 10 миллионов рублей, что в пять раз больше нынешних норм. Но это максимальные компенсации.

«Механизмы получения, детали правоприменения, а также минимальные суммы, должны быть прописаны регулятором присоединившегося к конвенции государства, в России это Министерство транспорта, но ведомство этого так и не сделало.
Потому, как хочешь, так и читай эту конвенцию. В советское время, подобные ситуации разъяснялись правилами международных воздушных перевозок, но сейчас, требования одни, а на деле всё может сложиться иначе
»,— говорит адвокат по гражданским делам Алибек Гуков

В итоге, минимальные выплаты остались на прежнем, практически нулевом уровне, а вот максимальные выросли. Нижняя граница, как таковая, по которой чаще всего происходит расчет выплат, по сути не изменилась. Осталась на прежнем, можно сказать, нулевом уровне. Зато это даёт возможность индивидуально, в ходе судебных разбирательств, попытаться требовать большие суммы.

«Отечественная судебная практика крайне редко ориентируется на международные нормы в части размера выплат. Правда, теперь иск можно подать не только в России, на родине авиакомпании, но и по месту жительства пассажира. То есть для резидентов Европы или Америки появилась надежда вести тяжбу на своей территории, а взыскивать у нас. То же касается и граждан нашей страны, пользующихся услугами иностранных перевозчиков»,— пояснят адвокат по гражданским делам Алибек Гуков

Участниками Монреальской конвенции стали уже 130 государств. Однако она действует лишь для международных рейсов. На внутренних, размер компенсаций не изменился. Например, за задержку рейса — 25% МРОТ, но не более 50% от цены билета за каждый час. В мае 2018 года размер МРОТ составляет 11 тысяч 163 рубля. Между тем, в сети и на рекламных щитах появилось множество сомнительных предложений юристов взыскать ущерб с авиаперевозчиков по Монреальской конвенции.

«Правила для внутренних российских авиалиний остались прежними. Но теперь задержка вылета из любимых россиянами Турции, Греции, Болгарии или Египта может влететь перевозчику в копеечку. В целом, чем больше меры наказания и ответственность со стороны авиакомпаний, тем более четко и качественно они ведут себя по отношению к пассажирам. В преддверии сезона отпусков это особенно важно»,— резюмирует адвокат по гражданским делам Алибек Гуков

Отзывы наших клиентов:

Задать вопрос юристам
Записаться на прием
Оставить отзыв
Обратиться на ТВ
Яндекс.Метрика