Комментировал:

Продавцов оштрафуют за обвес

21.08.2020

Новый КоАП предусматривает штрафы для продавцов за отказ принять обратно товар или дать сдачу, а также усиливает защиту потребителей. Подробнее о возможных нововведениях рассказал адвокат по административным делам нашего правового центра Максим Плешков

Статей, под которые рискует попасть недобросовестный продавец, станет гораздо больше. Например, штраф будет грозить тому магазину, где в кассе не найдётся сдачи с крупной купюры. Отказ принять назад бракованный или просто не подошедший товар тоже подведёт коммерсантов под санкции. Проект нового КоАП сейчас дорабатывается в Минюсте. Одна из принципиальных новаций: фактически расширяется административная ответственность в сфере защиты прав потребителей.

«Сегодня в законе не так много статей, которые можно вменить продавцу-нарушителю, да и применяются они не так часто, как хотелось бы. Например, все мы знаем, что килограмм картошки на рынке вполне может «похудеть» на сто-двести граммов. А выставленный счёт может вырасти на несколько процентов, а то и в несколько раз за счёт покупок, которые человек не делал», — говорит адвокат по административным делам Максим Плешков.

Если верить статистике судебного департамента при Верховном суде РФ, то нас практически не обманывают. За год суды наказали 15 юридических лиц и 60 человек по статье КоАП «Обман потребителей». Но тут скорее дело не в кристальной честности продавцов, стоящих на рынках и в магазинах, а в самом учёте подобных случаев. Далеко не каждый обманутый покупатель пойдёт жаловаться.

«За некоторые нарушения сегодня вообще не предусмотрено никакое наказание. Часто получается, что покупатель вроде и защищён законом «О защите прав потребителей», но в то же время и не защищён. Например, покупатель без объяснения причин может вернуть не подошедший по каким-то причинам товар, купленный в магазине, в течение 14 дней, а в Интернете — в течение 7 дней. И продавец обязан этот товар принять, заменить на аналогичный или вернуть деньги. При этом магазины могут и увеличить срок возврата товара. Однако если вдруг продавец не захочет принять разонравившуюся вещь, ему за это ничего не будет», — поясняет адвокат по административным делам Максим Плешков.

Сейчас нет административной ответственности за отказ продавца взять обратно купленную вещь. Он может придумать массу причин, почему не хочет этого делать: нарушена целостность упаковки, товар выглядит поношенным, покупатель сам виноват, что купленный вчера электрочайник сразу же перегорел. Недовольны, говорят в магазине, — идите в суд.

«В новом КоАП за нарушение правил продажи товаров, а именно к этому относится отказ принять товар обратно, предусмотрен штраф до 30 тысяч рублей. Есть ещё один интересный момент. Нередко на кассе, даже в больших магазинах, можно услышать: извините, у нас сдачи нет. Но в России наличные никто не отменял. Поэтому подход предлагается строгий: нет сдачи — штраф 50 тысяч рублей. Такая санкция прописана в новом КоАП. Он даёт большие возможности для покупателей, особенно для тех, кто занимается «потребительским терроризмом», — считает адвокат по административным делам Максим Плешков.

Отзывы наших клиентов:

Яндекс.Метрика