Небольшая «трёшка» за МКАД ещё несколько лет назад была пределом мечтаний для семьи Ивановых. Со временем росли доходы, а с ними и аппетиты домочадцев. Сейчас на весьма скромной жилплощади проживает сразу три поколения. Семь человек ютятся в ожидании, пока кто-нибудь из них сумеет набрать необходимую сумму для первого взноса по ипотеке. Старший сын накопил первым, но переезжать не спешит: в купленной новостройке, расположенной в подмосковном Зеленограде, сделан ремонт, но жить невозможно из-за постоянного шума.
«Жильцы считают, что причиной неприятного гула является индивидуальный тепловой пункт, находящийся в подвале дома. Его устанавливают во многих новостройках, ведь он позволяет существенно снизить затраты собственников на отопление. За это приходится расплачиваться обитателям нижних этажей, которые вынуждены слышать постоянный шум и чувствовать вибрацию», — рассказывает адвокат по гражданским делам Александр Спиричев.
Застройщик уверял, что ему удалось создать идеальные условия для обитателей жилого комплекса: развитая инфраструктура, отличная транспортная доступность, низкая цена и индивидуальные планировки. Претензии людей, связанные с гулом, издаваемым индивидуальным тепловым пунктом, предприниматели считают необоснованными. Свою позицию мотивируют тем, что перед заселением собственников дом прошёл многочисленные согласования и экспертизы, а чиновники выдали все необходимые документы на ввод в эксплуатацию. Мешает только одно: жильё сдавали летом, а жаловаться на шум соседи начали только с наступлением холодов, когда включили отопление.
«Уровень шума в многоквартирных домах должен укладываться в определённые рамки, которые прописаны в Строительных нормах и правилах. Например, в жилых комнатах он не должен превышать 30 децибелов по ночам. По данным соседей, гул приближается к 40–50. Точные показания может дать независимая экспертиза. Собственники должны обратиться к строителям, ведь в течение нескольких лет после сдачи здания в эксплуатацию оно находится на гарантии. Если этот недостаток не будет устранён в разумные сроки, следует сообщить о нём в Роспотребнадзор или прокуратуру», — советует адвокат по гражданским делам Александр Спиричев.
Строители услышали о проблемах жильцов и начали наводить порядок в тепловых узлах. По словам разгневанных собственников, это произошло только после того, как они обратились в Роспотребнадзор. Специалисты ведомства провели необходимые замеры и выявили превышение шума на 13 децибелов. Это немного, но достаточно для того, чтобы составить предписание и заставить строителей выполнить его в установленные сроки. Если это не будет сделано, предпринимателей ждут штрафные санкции и даже суд. Но до этого, обещали в компании, дело не дойдёт.
«Собственники привыкли к тому, что во всех проблемах должны разбираться представители управляющей компании, а потому обращаются с претензией в первую очередь именно туда. Но минус и плюс новостроек в том, что они находятся на гарантийном обслуживании застройщика, потому коммунальщики, получив обращение от соседей, не торопятся принимать меры, считая, что проблема не их, а девелоперов. Следует обращаться сразу и к предпринимателям, и в контролирующие органы. Штрафами строителей не напугать, а вот испорченная в соцсетях и СМИ репутация стоит куда больше. Потенциальных клиентов бизнес ценит намного больше, чем тех, кто уже купил их продукцию», — резюмирует адвокат по гражданским делам Александр Спиричев.