А потом надо тратить нервы, время и деньги, чтобы доказать, что нарушения не было. Корреспонденты Первого канала разбирались в том, как бороться со штрафами ни за что, комментируют ситуацию адвокаты по административным делам правового центра «Человек и Закон».
В современных реалиях в мегаполисе ездить и ничего не нарушать – задача не из легких даже для опытных водителей, что уж говорить о тех, кто недавно получил водительское удостоверение. Как говорят сами автолюбители, на дороге они следят уже не за безопасностью движения, а за тем, чтобы не попасть под очередную камеру.
Многие автолюбители до сих пор не знают, что на парковке есть выделенные места для электромобилей. И обычным машинам здесь вставать запрещено. За это полагается штраф. И он будет правомерным.
«У нас в КоАП РФ имеется статья 1.5 презумпция невиновности, то есть человек считается невиновным до тех пор, пока не будет доказано вступившим в законную силу решение уполномоченного органа. Также там прописано, что человек не обязан доказывать свою невиновность. Однако есть нюанс. Относительно нарушений в сфере дорожного движения, особенно когда речь идет о камерах фотофиксации, это правило не работает», - говорит адвокат по административным делам.
По стране на сегодняшний день работает более 30 тысяч комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. Они следят не только за соблюдением правил, но и присылают штрафы за непристегнутый ремень, невключенные фары, мобильник в руке во время движения. Все материалы поступают в единый центр, где проходят первичную обработку, после чего поступают в орган, выносящий постановление. Это постановление можно обжаловать в течение 10 дней. Материалы, поступающие от комплекса фотовидеофиксации, обрабатываются при помощи нейросети, которая часто ошибается. Поэтому «письма счастья» могут приходить тем, кто вообще ПДД не нарушал.
Весной в Махачкале произошел курьезный случай. Штраф за разговор по мобильному телефону прилетел автолюбителю, который просто… ковырял в носу.
А человеку 1925 года рождения пришли сразу 13 штрафов за парковку в неположенном месте. Оказалось, «штрафник» умер 17 лет назад.
Адвокату правового центра «Человек и Закон» также не раз приходилось оспаривать штрафы.
«Объезжал кучи, которые оставили коммунальщики, через сплошную линию повернул направо в сторону Третьего транспортного кольца. Правила дорожного движения разрешают объезд препятствия, соответственно, никаких правил не нарушил. Штраф небольшой, но я это так не оставил, обжаловал его, и штраф был отменен. Я думаю, что люди, которые ехали спереди и сзади, если не обжаловали штраф, то они заплатили, хотя нарушения в их действиях никакого нет», - рассказывает адвокат по административным делам.
1 сентября 2024 года вступил в силу закон и постановление правительства, которые четко регламентируют места установки комплексов фотовидеофиксации. Так, на загородной трассе камеры не могут стоять ближе 5 км друг от друга, они должны быть хорошо заметны водителям и иметь специальные предупреждающие знаки. В населенных же пунктах запрещены радары, которые фиксируют одно и то же нарушение с частотой меньше километра.
«Предполагается, что в рамках реализации этого закона количество камер станет меньше, а те, которые останутся, будут проверены, проконтролированы и установлены надлежащим образом», - резюмирует адвокат по административным делам.