Когда государство относило военнослужащих к лицам, которым жильё должно предоставляться бесплатно, законодатели исходили из того, что служба в армии представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства. Следовательно, лица, на которых возложена функция защиты Родины, выполняют конституционно значимые задачи. То есть, включив в правовой статус военнослужащих право на служебную квартиру, правительство установило государственные гарантии реализации данного права в соответствующих формах и в льготном порядке. Тем не менее, очереди за жильём, в которых годами могут стоять семьи военнослужащих, превратилась в острейшую социальную проблему, которая решается на протяжении длительного времени. В то же время, обеспечению жильем военных и граждан, уволенных с армейской службы, всегда уделялось большое внимание, однако, зачастую только на словах чиновников, и лишь в последние годы они приступили к реализации различных федеральных государственных программ.
«Не следует забывать, что обороноспособность страны напрямую зависит от того, как солдаты обеспечиваются питанием, обмундированием и вооружением. Военнослужащие, помимо этого, должны чувствовать «крепкий тыл» и социальную защищённость. А её может дать стабильный доход и собственная квартира. За примером далеко ходить не надо: еще несколько лет назад армия, которой иной раз не хватало средств на питание и горючее, а про жильё уже никто не вспоминал, теряла ценнейшие кадры. А ее мощь и сила таяли буквально на глазах», — вспоминает военный адвокат нашего правого центра Олег Теницкий.
Основным законодательным актом, регулирующим право на получение жилого помещения, является Федеральный закон «О статусе военнослужащих». На его основании правительство и, соответственно, силовые ведомства, где предусмотрена военная служба, издают свои нормативные акты, регулирующие порядок предоставления жилых помещений. Этот вопрос наиболее урегулирован Министерством обороны. Право на обеспечение жилым помещением имеют только военнослужащие проходящие службу по контракту. Они делятся на две категории: те, кто заключил первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и те, кто подписал его после указанной даты. Первая категория военнослужащих на первые пять лет военной службы по контракту обеспечивалась служебными жилыми помещениями, а затем уже приобретала право на получение жилого помещения по договору социального найма. Вторая категория, то есть заключившие первый контракт после 1 января 1998 года, на период службы обеспечивалась только служебной квартирой, но приобретала право на получение жилья в собственность или получение субсидии. Это при наличии «хорошего» повода к увольнению: болезни, достижения предельного возраста прохождения службы, сокращению штатов, а также при условии достижения общей выслуги, составляющей десять лет. В иных случаях увольнения общая выслуга должна составлять не менее двадцати лет.
«После внесения в законодательство изменений, появились такие формы обеспечения жильём, как жилищная субсидия, предоставления жилья в собственность и жилищный сертификат. Последняя, будучи одной из самых популярных, по моему мнению, себя не оправдала, потому что деньги, которые обеспечивались сертификатом, не позволяли военнослужащим приобрести квартиру по установленным нормам, так как выплачиваемые Минобороны суммы были слишком малы», — поясняет военный адвокат Олег Теницкий.
Уже с 2005 года была введена такая форма жилищного обеспечения как накопительно-ипотечное кредитование. Оно стало обязательным для заключивших первые контракты после этого срока. И, несмотря на все попытки решения квартирного вопроса для военных, проблемы остаются.
«В случае невозможности обеспечения недвижимостью, военнослужащим ежемесячно выплачивается компенсация из федерального бюджета. Её размеры предусмотрены договором найма (поднайма) жилья, но не могут превышать установленных государством размеров», — разъясняет военный адвокат Олег Теницкий.