Советский районный суд Челябинска рассмотрел необычный спор местной автолюбительницы и автосалона. Счастливая покупательница «Лады-Весты» поняла, что переплатила за неё, и попросила расторгнуть заключённый ранее договор. В компании на устное, а затем и письменное обращение не отреагировали, и тогда женщина обратилась в суд.
«Женщина оформила в автосалоне кредит на сумму 1,106 миллиона рублей для покупки «Лады». В неё была включена стоимость круглосуточной квалифицированной поддержки юриста, помощи на дорогах и эвакуации сроком действия на три года. Договор обошёлся клиентке в 86,4 тысячи рублей. Причём на эту сумму по кредитному договору к моменту судебного разбирательства уже набежали проценты в размере 1225 рублей», — рассказывает адвокат по гражданским делам Ильдар Фазлеев.
По Гражданскому кодексу РФ стороны имеют право в одностороннем порядке расторгать договоры при условии возмещения исполнителю уже понесённых расходов. Более того, право заёмщика на отказ от дополнительных услуг при оформлении займа определено федеральным законом «О потребительском кредите».
«С учётом того, что никаких юридических услуг автомобилистке в компании не оказали, она была вправе вернуть всю сумму, уплаченную за сертификат. В суде отметили, что требование о взыскании неустойки и процентов, набежавших со стоимости сертификата, вызвано неправильным толкованием закона. Неустойка начисляется за просроченные обязательства по выполнению работ или услуг, которые в этом случае вообще не оказывались», — уверен адвокат по гражданским делам Ильдар Фазлеев.
За невыполнение законных требований клиентки по закону «О защите прав потребителей» предусмотрен штраф, который, как и неустойка, взыскивается в пользу пострадавшей стороны. Что касается набежавших процентов, отказ от сертификата не аннулировал сам факт получения кредита. Проценты по нему обязана выплачивать заёмщица, которая, вернув уплаченные за сертификат деньги, вольна потратить их на другие нужды, к примеру, на погашение того же кредита.
«Суд взыскал в пользу истицы 86,4 тысячи рублей стоимости сертификата, 3 тысячи рублей компенсации морального вреда и 44,7 тысячи рублей штрафа за неисполнение законных требований потребителя. Кроме того, компания компенсирует ей расходы на законного представителя, почтовую переписку и прочие издержки — всего более 154 тысяч рублей. Расторгнуть навязанный клиентке договор компании обошлось бы вдвое дешевле», — говорит адвокат по гражданским делам Ильдар Фазлеев.