В марте прошлого года, когда в связи с санкциями ушли все иностранные фильмы, кинотеатры были на грани катастрофы. Но прошло чуть меньше года, и ситуация начала выправляться. И даже без Голливуда. В первую очередь изменилось время сеанса для российских новинок – теперь они не расписываются по остаточному принципу. И тут же отечественное кино рвануло вверх. Достаточно вспомнить хотя бы нашумевшего «Чебурашку»- рекордсмена. Даже это одно должно было заставить повернуться лицом к нашему кино. Но привычка ничего не делать, а выезжать только за счёт голливудских премьер и подсчитывать доход, оказалась для некоторых киносетей неистребимой. И владельцы этих кинотеатров освоили серых показы, когда фильмы закупают без прокатного удостоверения.
Съёмочная группа программы «Человек и закон» решила проверить, как кинотеатры работают в условиях санкций, без голливудских новинок. В первом же культурном заведении, которое посетила группа, корреспондентов ждал сюрприз – никаких ограничений, все новинки Голливуда ждут зрителя. То, что фильмы показывают по серой схеме, информации нет ни до начала сеанса, ни после. Но стоимость билета на такой показ должна быть в разы меньше, чем на обычный, фильма с прокатным удостоверением, поскольку с пиратских кинотеатры не платят налоги и получают стопроцентную выручку, а за фильмы с прокатным удостоверением им остаётся 50 %.
Билеты в некоторых кинотеатрах на серые показы можно купить прямо на кассе или в терминале. Другие же действуют более изощрённо. Якобы фильмы показывают не они, а фирма, которая у них арендует зал.
- Заключают договор на демонстрацию фильма или произведения на какое-то третье лицо, которое в будущем будет привлекаться к ответственности, но это, по сути, может быть пустая компания, которая либо тут же ликвидируется, либо растворится где-то. Ответственность предусмотрена для юридических лиц в размере от 50 до 100 тысяч рублей за нарушение этих правил или показ при отсутствии прокатного удостоверения, - говорит адвокат по гражданским делам Вячеслав Лоскутов.
Ещё одна схема – показ старых короткометражных фильмов, которые давно есть в свободном доступе. На их показ у правообладателя берётся разрешение, но перед короткометражкой бонусом идёт полнометражная зарубежная новинка. Ну, как раньше перед фильмом показывали юмористический киножурнал «Фитиль».
Вот такое происходит сейчас, когда у российской киноиндустрии появился шанс для полноценного роста и развития. А ведь как раз тот момент, когда можно поддержать отечественное производство фильмов. Это – повод для владельцев кинотеатров понять, что когда они дают зелёный свет зарубежным новинкам, то поступают гораздо хуже тех самых западных партнёров.