Ночная авария, произошедшая на трассе Тюмень-Ханты-Мансийск, стала горьким примером того, что говорить о достижении порядка в сфере детских автоперевозок ещё очень рано. Автобус с маленькими спортсменами из столицы Югры по касательной траектории задел грузовик и вылетел на встречную полосу, после чего его буквально разорвала на части фура, которая ехала в противоположном направлении. Затем в груду искарёженного металла врезались еще две легковушки. В результате этой страшной аварии погибло 12 человек, притом 10 из них дети. З4 пострадавших, большинство из которых школьники, доставили в больницу.
«Те правила перевозок, которые уже приняты, многие водители, руководители школ и автопредприятий называют драконовскими. Чтобы сесть за руль автобуса с маленькими пассажирами, необходимы права категории «D», опыт вождения сроком не менее года и отсутствие нарушений, повлекших лишение водительского удостоверения. К самому транспортному средству предъявляются тоже весьма строгие требования: наличие ремней безопасности, тахографа и системы ГЛОНАСС, позволяющей отслеживать путь и скорость автобуса», — говорит адвокат по гражданским делам нашего правового центра Александр Спиричев.
Следствие по факту аварии еще продолжается, но первые меры уже приняты. За решётку отправились один из водителей, директор спортивной школы и руководитель автопредприятия, по вине которых, как считают правоохранительные органы, произошла трагедия. Маршрут оформили как обычный рейсовый, он проходил ночью, а необходимого сопровождения в виде экипажа ГИБДД не было. Практика показывает: эскорт спецмашины с включенными проблесковыми маячками делает автоколонну заметнее, а её передвижение — гораздо безопаснее. Цепь небольших недоработок и стремление избежать бумажной волокиты обернулись крупными неприятностями.
«При выборе перевозчика руководителями учебных заведений движет лишь желание сэкономить бюджетные средства или деньги родителей. Как правило, всё это, в значительной степени сказывается на безопасности путешествия. Старый ПАЗик без элементарных ремней безопасности, может обойтись куда дешевле, чем современный автобус, а маршрут можно проделать ночью, чтобы снизить затраты на гостиницу. Оформление документов отнимает кучу времени и сил, но те последствия, которые несет халатность, стремление сэкономить или обычная лень, могут привести к трагедии, а ответственных лиц — к суровому наказанию», — уверен адвокат по гражданским делам Александр Спиричев.
Для автомобильных компаний перевозки детей являются лакомым куском, но чтобы его получить необходимо слишком много мороки: найти квалифицированных и непьющих водителей, оснастить машины в соответстви с требованием закона. Всё это сказываются на конечной цене. Потому коммерсанты идут на различные хитрости, а конечную цену сбивают путем снижения качества услуг и уровня безопасности. Благо, сейчас проверки проходят раз в три года и, пережив одну, можно смело работать, нарушая предписанные нормы.
«В ближайшее время на этом рынке хотят ввести новые, еще более суровые требования. Перевозка детей станет чем-то вроде государственной услуги. Школы и детские сады будут иметь возможность выбирать лишь те компании, которые значатся в списке и удовлетворяют предъявляемым требованиям. Станут ли эти меры панацеей? Сказать сложно, но перевозка маленьких пассажиров — отнюдь не та вещь, к которой можно относиться с пренебрежением», — считает адвокат по гражданским делам Александр Спиричев.