Оставим в стороне рассуждения об увеличении налоговой нагрузки, о сокращении возможностей «оптимизации» и другие моменты, так или иначе в большей степени касающиеся эмоционального фона во взаимодействии налоговых органов и бизнес-сообщества. Здесь ничего не поменялось со времён «покорения Крыма». Как и во всём мире, в России бизнес хочет экономить на платежах государству, используя пробелы в законодательстве, государство, в свою очередь, находит и блокирует прорехи в фискальной политике.
«Отметим, что сегодня неоспоримым является тренд на проигрыш бизнеса в этом затянувшемся вечном противостоянии. Это, в принципе, объяснимо. По статистике, налоговые органы выигрывают до 80% судов. Можно сетовать на их аффилированность с судебной системой. Это и не скрывается, поскольку некоторое время назад в основе судебной практики лежали прецеденты, нашедшие отражение в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», — говорит руководитель департамента по защите бизнеса адвокат Владимир Панфилов.
В настоящее время ФНС активно взаимодействует с правительством РФ как инициатором законодательных актов, и уже в Налоговый кодекс вносятся правовые новеллы, обязательные к исполнению налогоплательщиками. Федеральным налоговым ведомством сформулированы для своих сотрудников понятные правила, протоколы или алгоритмы проверок. Чётко определены направления, где в первую очередь искать нарушения и как их документировать, чтобы не возникло в суде сомнений в их относимости к делу и законности получения. Причём установлен серьёзный мониторинг за ситуацией, и не нашедшие отражения в законах моменты, возникающие в практике поиска правонарушений, отражаются в письмах и инструкциях, обязательных к исполнению всеми налоговыми органами.
«Свои плоды по наведению порядка в системе налогообложения дали меры по цифровой централизованной обработке документов бухгалтерского учёта и возможности сквозного отслеживания любой товарно-денежной операции. Проведены беспрецедентные мероприятия по совершенствованию на основе цифровых технологий, учёта юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В результате комплекса действий в консолидированный бюджет РФ поступило 22,7 триллиона рублей», — рассказывает руководитель департамента по защите бизнеса адвокат Владимир Панфилов.
Драйверами традиционно выступили НДС с ростом на 19%, или на 683 млрд рублей, и налог на прибыль (+11%), или на 443 млрд рублей. В свою очередь не можем не отметить парадокс времени: рост налоговых поступлений существенно опережает темпы увеличения ВВП, за последние пять лет при росте экономики на 3,2% налоговые сборы выросли в 1,4 раза (+36,5%). Вывод напрашивается сам собой: увеличение собираемости налоговых поступлений не следствие бурного роста реального сектора экономики, а серьёзное, качественное улучшение фискального, налогового администрирования. Последовательно и неуклонно налоговые и контролирующие органы движутся к цели — вывод бизнеса из серых зон и максимальное «обеление» его деятельности.
«Использовать сомнительные схемы станет ещё сложнее. Государство очень удачно вложилось в цифровую экономику, потратив часть собранных налогов как раз на создание мощного, современного аппаратно-программного комплекса. Автоматизированная информационная система (АИС) «Налог-3» разрабатывалась специалистами ФНС с 2016 года и обошлась бюджету примерно в 2 млрд рублей, в разработке участвовал 131 подрядчик. Подведём короткие итоги. Государство от лозунгов и призывов об уплате налогов перешло к решительным, наступательным действиям в сфере наведения порядка с исполнением норм налогового законодательства. Причём выбран достаточно болезненный метод «лечения» в виде значительных денежных начётов. И как бы это парадоксально ни звучало, к выведению бизнеса из серой зоны привлечён он сам. Гениальность в простоте — не вступайте по собственной воле в экономические отношения с сомнительными субъектами хозяйствования, и не будет проблем», — уверен руководитель департамента по защите бизнеса адвокат Владимир Панфилов.
В связи с изложенным есть смысл подробнее разобрать законодательные новации. В 2017 году в Налоговый кодекс РФ введена существенная норма — статья 54.1, в которой закреплены три основных требования налоговой безопасности. В их числе пункт 1 статьи 54.1: «не допускается искажение отчётности». Впервые юридическое лицо как субъект публичного права наделяется качествами, присущими физическим лицам, а именно умыслом, то есть законодатель допускает, что налогоплательщик умышленно, в корыстных целях, может исказить отчётность и тем самым получить выгоду в виде недоплаты денежных средств в бюджет, на этом основании он категорически предупреждает о недопустимости таких действий.
«Кроме того, часть 2 пункта 2 статьи 54.1 гласит: «основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачёт (возврат) суммы налога», законодатель сомневается в том, что все сделки налогоплательщика имеют только коммерческую направленность, т.е. получение прибыли, и поручает фискальным органам оценивать её с позиции уклонения от уплаты налогов. «Обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключённого с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону», по аналогии с частью 2 законодатель сомневается в полномочиях подписантов коммерческих сделок и вновь поручает фискальным органам проводить проверку», — резюмирует руководитель департамента по защите бизнеса адвокат Владимир Панфилов.