Житель Москвы Константин Петров купил билеты, чтобы в сентябре вместе с семьёй улететь на отдых в Сочи. Заказ оформлял не напрямую, а через поисковую систему. Рейс отменили, а вернуться домой удалось только через четыре дня. Он оправил претензию, как продавцу, так и самой авиакомпании и получил ответ, что деньги возвратят в течение месяца, но обещанного так и не произошло. Для молодого человека поездка в российскую здравницу обошлась по цене дорогого европейского курорта. Большинство затрат пришлось на оплату проживания в отеле.
«Согласно закону «О защите прав потребителей», покупатель имеет право написать претензию в адрес продавца о возврате денег, потраченных на некачественный товар или услуги, которые так и не были предоставлены, а может обратиться напрямую в суд с исковыми требованиями»,— говорит адвокат по гражданским делам нашего правового центра Сергей Коломиец.
Рейс Олеси Руденко из итальянского Римини в Москву задержали более чем на сутки, но ни трансфер, ни проживание в отеле так и не предоставили. Ей пришлось менять билеты на поезд и перебронировать гостиницу, а также понести расходы на питание. Всё это обошлось в круглую сумму. На стойке регистрации авиакомпании в воздушной гавани, принимать претензию отказались. Представители перевозчика заявили, что всю корреспонденцию необходимо направлять на почтовый адрес. Письмо было доставлено, об этом девушку уведомило смс-сообщение от транспортной компании, но никакой реакции на него так и не последовало.
«В этой ситуации необходимо обращаться в суд, но, даже получив решение о взыскании денежных средств, не стоит надеяться на то, что они будут получены. Авиакомпания является банкротом, то есть не имеет денег для расчёта как с кредиторами, так и с пассажирами»,— поясняет адвокат по гражданским делам нашего правового центра Сергей Коломиец.
Тем, кто купил билеты не на регулярные рейсы, а взял так называемый «пакетный» тур, включающий перелёт, проживание, страховку и трансфер, повезло куда больше. Отдых у многих был испорчен именно по вине перевозчика: кто-то опоздал на работу или стыковочный вылет, другие, вместо запланированной недели ограничились лишь несколькими днями, но так или иначе, они могут обращаться с претензией или судиться именно с туроператором. Тому, вероятнее всего, придётся выплачивать компенсации и неустойки, а уже потом, в регрессном порядке, пытаться взыскать свои потери с авиакомпании-банкрота.
«Ситуация с «ВИМ-авиа» очень не простая. Только аэропорту «Домодедово», который являлся её основной воздушной гаванью, она задолжала около 500 миллионов рублей. Весь воздушный парк компании, скорее всего, был взят в лизинг, то есть самолёты принадлежат сторонним организациям. Искать хоть какие-то активы придётся правоохранительным органам, но, очень вероятно, что урегулировать все финансовые претензии пострадавших пассажиров и партнёров так и не удастся»,— считает адвокат по гражданским делам нашего правового центра Сергей Коломиец.