Можно бесконечно спорить о роли государства в регулировании экономики, вне зависимости от формы его устройства, но одно неоспоримо и вечно как мир - ему нужны деньги для содержания себя «любимого» и выполнения функций, закрепленных, как правило, в Конституции. И здесь возникает главный вопрос, правда он не стоял так в период социалистической действительности - сколько платить и за что.
Любое государство создает фискальную систему, направленную на поддержание своего финансового здоровья. В России налоговые органы прошли большой эволюционный путь от создания Налогового Кодекса, принятого в 1998 году, до введения сегодня в практику интегрированной базы данных по налогоплательщикам и их документообороту. Таким образом, в одном ведомстве, спустя 20 лет, сошлись правовые и практические инструменты выполнения фискальной функции государства. И все бы ничего, но бизнес оказался не готов к такому опережающему контролю. И не потому, что в своей основе весь направлен только на уход от уплаты налогов и отсутствие стремления к выполнению социальных функций, а, в подавляющем большинстве случаев, в силу сложившейся практики. А практика, как не крути, появляется раньше теории. Как в притче, земное притяжение было всегда, а его закон сформулировал Ньютон после «физического воздействия» природы. К чему это? Да все достаточно просто: пока в экономической модели не будут созданы для всех равные условия, так и будет продолжаться – «один убегает, другой догоняет». Но самое главное- в предпринимательской деятельности должен оставаться смысл получения прибыли и ее расходование по своему усмотрению (соответственно, в рамках закона). А по сути, когда на 1 руб. вложенных денег остается 10 копеек. Есть ли смысл заниматься предпринимательством? Думаю, что все согласятся что никакого смысла нет. А в таком случае не занимайся! Т.е. есть право выбора идти на биржу труда, искать место работы и т.д. но уже не быть свободным предпринимателем.
Усилия по борьбе за налогособираемость из области методологии и призывов смещаются в сферу информационных технологий. Даже если и разрабатываются новые признаки (критерии) недобросовестности, то им дается количественная оценка - такая, которую "понимает" вычислительная техника[1]. Наиболее заметен прогресс в области НДС, особенность исчисления которого позволяет автоматизировать процесс его камеральной проверки в масштабах страны в целом[2]. Данное обстоятельство не только облегчает работу инспекторов, но и вооружает их конкретными фактами, которые намного труднее опровергнуть, чем субъективные суждения о надлежащей или ненадлежащей осмотрительности. В основу этой концепции положен принцип, что стороны гражданских отношений проявляют должную осмотрительность, так как это соответствует их прямым и косвенным интересам. В п. 5 ст. 10 ГК РФ (Пределы осуществления гражданских прав) прямо сказано: добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Соответственно, есть смысл рассмотреть, в чем выражается должная осмотрительность с точки зрения налогового законодательства и какие способы проявления осмотрительности суды и контролирующие органы признают должными.
В развитии требований гражданского и налогового законодательства приведем некоторые документы, с правовой точки не являющиеся подзаконными или даже нормативными правовыми актами, но имеющими обязательную силу для подчиненных структур. Итак, письмо ЦБ РФ от 16.06.2015 года № 14-12-1/5123, в котором речь идет о том, что ФНС РФ создала сервис, где налоговики фиксируют те компании, которые не находятся по своему юридическому адресу. Таких компаний, по данным ФНС, набралось уже более 108 тыс., и этот сервис постоянно пополняется. Ознакомиться с данным сервисом вы можете на сайте налоговой службы. В чем суть? А в том, что ЦБ РФ издал распоряжение, в соответствии с которым коммерческие банки при обслуживании юридических лиц, при обслуживании своих клиентов, при открытии им расчетных счетов и т.д. будут обязаны заходить на сайт налоговых органов и смотреть, нет ли вашей компании в этом сервисе. Если ваша компания случайно попала в этот сервис, допустим при переезде из одного офиса в другой без внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, коммерческий банк обязан заблокировать ваш расчетный счет до выяснения обстоятельств. Эти мероприятия проходят в рамках борьбы с фирмами-однодневками, с финансированием терроризма и отмыванием доходов, полученных преступным путем. Борьбой этой занимается ЦБ РФ совместно с Росфинмониторингом. Соответственно, заблокировав ваши расчетные счета, коммерческий банк обязан передать соответствующую информацию в Росфинмониторинг для последующих разбирательств. Помимо этого, службам безопасности банков, при рассмотрении заявления об открытии счета, предписывается посещать фактически указанное место регистрации юридического лица и документально оформлять данный факт путем опроса директора или лица, действующего по его поручению, а также проводить видео- и фото- съемку.
В свою очередь представляет интерес также Письмо ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-07/84, в котором достаточно подробно проанализирована история становления понятийного аппарата, характеризующего недобросовестность налогоплательщика. В развитие темы налоговики рекомендуют налогоплательщикам получать от контрагентов копии учредительных документов, свидетельств о регистрации в ЕГРЮЛ, свидетельств о постановке на учет в налоговом органе, лицензий, приказов, подтверждающих право руководителя подписывать документы, информацию о том, не привлекался ли руководитель к налоговой или административной ответственности. В Письме ФНС России от 24.06.2016 № ЕД-19-15/104 контролеры вновь перечисляют признаки ненадлежащей осмотрительности при выборе контрагентов. Одновременно налоговики советуют использовать информацию, размещенную на официальном сайте ФНС (www.nalog.ru). Данный документ интересен прежде всего тем, что в нем произведено разграничение зон ответственности контрагентов. В Письме, в частности, говорится, что если налогоплательщик подтвердит факт сделки, претензии будут предъявлены его контрагенту. Проблеме должной осмотрительности налогоплательщиков посвящено много писем контролирующих органов. Приведем из их числа некоторые, заслуживающие внимания: Письма Минфина России от 12.07.2016 № 03-01-10/41099, от 17.06.2016 № 03-02-07/1/35452, а также ФНС России от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005, от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124.
С тех пор финансовые органы выпустили заметное количество документов с рекомендациями по проявлению должной осмотрительности, главным из которых сегодня остается Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (далее - Приказ N ММ-3-06/333@).
Признаком проблемности взаимоотношений с контрагентом, сформулированным в п. 12 Приложения 2 к этому приказу, является отсутствие:
- личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, подписании договоров;
- документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских, и/или производственных, и/или торговых площадей;
- информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружной рекламе, на интернет-сайтах) о других участниках рынка (в том числе производителях идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг)), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
- информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.
Все это свидетельствует о высоком риске квалификации контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделок, совершенных с таким контрагентом, как сомнительных.
В дополнение к вышеуказанным признакам Приказ N ММ-3-06/333@ выделяет наиболее проблемные места в совершенных сделках и текущих договорах:
- контрагент, имеющий признаки фирмы-"однодневки", выступает в роли посредника;
- наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями);
- отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
- приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производятся физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукции, вторичного сырья (включая металлолом), продукции промысла и т.п.);
- отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
- выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляется отсутствием условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроками погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;
- существенная доля расходов по сделке с "проблемными" контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления, и т.п.
И вот уже интегрированная система сбора и обработки налоговых деклараций с использованием вышеуказанных принципов оценки рисков дала первые плоды. Под просвет попала уточненная декларация, поданная вашим поставщиком. Инспекторы ищут новую схему в декларациях по НДС.
В зоне риска может оказаться любая компания, даже самая добросовестная. Налоговые органы уверены, что компании манипулируют уточненными декларациями по НДС, чтобы заявить незаконные вычеты. Схему с так называемыми трехзвенными цепочками описало УФНС по Москве во внутреннем документе. Инспекторов учат находить в этой схеме компанию, которая получила необоснованную налоговую выгоду. Ревизоры уже успешно доказывают уклонение от налогов и выигрывают дела после проверок. Какую схему будет искать инспектор в вашей декларации? Во взаимоотношениях покупатель заявляет вычет НДС по фиктивным операциям и направляет деньги по цепочке поставщиков. Один из них не платит налог. Сохранить вычеты помогают уточненные декларации. К участникам трехзвенной цепочки налоговики относят:
1. Компания-покупатель. Приобретает товар или услуги у транзитной компании. Инспекторы считают, что покупатель получает необоснованную налоговую выгоду.
2.Транзитная компания. Отчитывается, платит налоги. Ее цель — изобразить добросовестного поставщика и отправить деньги по цепочке.
3. Однодневка. По бумагам продает товар или услуги транзитной компании. Не ведет реальной деятельности. Цель — получить деньги на счет и вывести из оборота.
«Трехзвенная цепочка» — условное название. Есть цепочки из четырех, пяти и еще большего количества сделок. Покупатель заявляет вычеты о сделке с транзитной компанией. Она показывает реализацию, платит НДС. Счета-фактуры при камеральной проверке сходятся, налогового разрыва не возникает. Транзитная компания приобретает товар у однодневки. Однодневка эту сделку не отражает: не сдает декларацию либо отправляет нулевку. Возникает налоговый разрыв. Транзитной компании и однодневке приходят автоматические требования по расхождениям. Налоговики видят умысел. Однодневка специально сначала не показывает сделку. Но к концу камеральной проверки однодневка успевает отчитаться. Инспекторы уже не успевают собрать новые доказательства и вынуждены подтвердить вычет. Однако, как представляется, скоро эта лазейка будет прикрыта, поскольку программное обеспечение имеет стратегию совершенствования и временной разрыв попыток уйти от налогообложения будет ликвидирован.
Как проходит камеральная проверка и что будут доказывать налоговые органы.
Всем техническим компаниям, у которых не сошлись декларации, автоматически поступят требования. Но УФНС требует, чтобы инспекторы искали налоговую выгоду у покупателя, у которого разрывов с прямым поставщиком нет.
По каждому случаю, когда однодневка во время камеральной проверки устраняет разрыв, от налоговых служб требуют результат. Это либо акт с доначислениями, либо уточненная декларация, в которой покупатель сам убирает вычет. Налоговые службы должны доказать, что операции нереальны. Для этого у всех звеньев цепочки инспекция запросит первичную документацию и пояснения. Допросит сотрудников о том, как проходила сделка, сопоставит данные всех участников. Если свидетели не подтвердят сделку, а в документах будут расхождения, налоговики снимут вычет НДС. Инспекторам удается выиграть в спорах по проверкам, но не всегда.
Если на камеральной проверке удалось отстоять вычет, есть риск, что налоговые службы назначат выездную проверку. Поэтому стоит принять меры, чтобы защитить сделки.
Как защититься?
1. Компания не обязана отвечать за поставщиков, тем более второго-третьего звена (определение ВС РФ от 29.11.16 № 305-КГ16-10399, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.08.16 № Ф07-5230/2016). Но, чтобы не доводить дело до спора, старайтесь выяснить, с кем работают ваши основные контрагенты. Запросите у них информацию, проверьте эти компании по nalog.ru.
2. Организации в договорах обязывают контрагентов раскрывать информацию о поставщиках. Можно включить в договор условие о том, что контрагент возмещает убытки от налоговой проверки, если привлечет плохих поставщиков.
3. Еще одна стратегия защиты — максимально подтвердить свою осмотрительность при выборе непосредственного поставщика. Тогда, даже если налоговые органы будут уверены в схеме, они начнут искать выгодоприобретателя в другом месте цепочки.
4. Всех контрагентов проконтролировать вряд ли получится. Постарайтесь защитить вычеты по самым крупным контрагентам, на которых приходится от 10 процентов всех вычетов.
Можно порекомендовать основные способы защитить вычеты:
а) Проверяйте первичные документы. Необходимо заполнять все поля. Сотрудники, которые упоминаются в них, должны быть вам известны. Налоговики говорят, что в актах проверок, в первую очередь, ссылаются на дефекты первичных документов.
б) Подтвердите, что поставщик способен исполнить сделку. Пусть он представит данные о штате, основных средствах и др.
в) Проверьте контрагента по всем сервисам nalog.ru. Убедитесь, что у него не массовый адрес регистрации, директор, нет долгов и др. Результаты поиска распечатайте или сохраните скриншоты.
г) Сохраняйте деловую переписку. Налоговики теперь требуют ее на проверках.
д) Фиксируйте совместную работу. Фотографируйте склады поставщика, строительные площадки и др.
е) Подтвердите репутацию контрагента. Сделайте скриншоты его сайта, храните рекламу. Ее надо получить до сделки. Рекламные буклеты, которые напечатаны после заключения договора, не подтверждают осмотрительность (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.16 № 09АП-14854/2016).
ж) Проверьте финансы контрагента. Возьмите у него налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность за периоды до сделки.
з) Подтвердите встречи сотрудников ваших компаний. Ведите протоколы переговоров, сохраняйте пропуска в чужой офис.
и) Объясните выбор поставщика. Проводите внутренние тендеры. Собирайте пояснения отдела закупок, служебные записки между сотрудниками.
к) Запросите о контрагенте его банк. Пусть банк подтвердит, что контрагент не замечен в сомнительных сделках. Банки дают такие справки.
л) Налоговые органы хотят понять, реальна ли сделка. Докажите, что встречались с контрагентом — ведите протоколы переговоров, оформляйте пропуска на встречи. Убедительнее, если их выписывает не сама компания или контрагент, а третья сторона, например, собственник офисного центра. Если докажете, что проверили контрагента и работали с ним, инспекторы переключатся на другие звенья цепочки.
И в конце приведем мнение экспертного сообщества: задача налоговых инспекторов не доначислить налог, а заставить выгодоприобретателя подать уточненную декларацию. Чтобы доказать нарушение, нужны длительные мероприятия. В рамках камеральной проверки их провести практически невозможно. Если дело доходит до выездной проверки, то допрашивают представителей всех звеньев, проводят экспертизу документов. В споре стоит ссылаться на определение ВС РФ от 29.11.16 № 305-КГ16-10399 . В нем суд дал новую установку: инспекция должна установить причастность покупателя к неуплате НДС. Налоговики должны объяснить, почему исключают причастность других компаний — продавца или изготовителя товара. Однако мнение можно считать спорным, т.к. все же главная задача фискальных органов наполнять бюджет и, как видим, способов это делать становится все больше, а налогового маневра у предпринимательства все меньше. И пусть это звучит парадоксально, но сближение интересов государства и бизнеса может быть только в одном случае, чтобы была законная и защищенная государством возможность получать прибыль и уплаченных налогов хватило бы на выполнение государством социальных и иных функций. И каждый вправе задать вопрос: где искать эту золотую середину? Или ее нет вообще.
[1] Львиная доля незаконной налоговой оптимизации с использованием фирм-"однодневок" приходится на НДС. Для реализации функции задачи системы управления рисками при оценке плательщиков НДС ФНС создано программное обеспечение "СУР АСК НДС". Данная система была внедрена как пилотный проект Приказом ФНС России от 14.08.2015 N СА-7-15/358@ "О проведении пилотного проекта по апробации программного обеспечения, реализующего функции задачи системы управления рисками при оценке налогоплательщиков НДС" на период до 31.12.2015. ФНС России (Приказами от 02.03.2016 N ММВ-7-15/113@ и от 20.06.2016 N ММВ-7-15/367@) срок пилотного проекта дважды продлевала - до 31.05.2016 и 30.12.2016 соответственно. С помощью СУР АСК НДС налоговики могут обрабатывать все счета-фактуры, выставляемые налогоплательщиками страны, выявлять нарушения в цепочке входящих и исходящих счетов-фактур и на основании полученных сведений направлять налогоплательщикам требования о представления пояснений (см. Письмо ФНС России от 06.11.2015 N ЕД-4-15/19395
[2] Следующая система управления рисками "СУР АСК НДС-2" еще ближе подбирается к фирмам-"однодневкам". СУР АСК НДС-2 в автоматическом режиме распределяет налогоплательщиков - юридических лиц, представивших декларации по налогу на добавленную стоимость, на основании имеющихся у налогового органа сведений об их деятельности на три группы налогового риска: высокий, средний, низкий (Письмо ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@).
Эта статья опубликована в журнале "Электромеханик". №11, март, 2017 год