Комментировал:

Процент в пользу потребителя

16.01.2019

Комиссия за перевод денег из региона в регион может быть упразднена. По итогам проверки ФАС, ЦБ и Минфина подобные сборы признаны недопустимыми. В первую очередь это коснётся Сбербанка, который был признан монополистом с долей в 94%. Что предлагают взамен, рассказал адвокат по гражданским делам нашего правового центра Александр Швецов

В результате предложено законодательно закрепить требование о равной стоимости внутрибанковских переводов вне зависимости от региона, а также обязать все банки присоединиться к будущей системе быстрых переводов ЦБ, где максимальная комиссия за перевод не превысит 3 рублей. Центральный банк, антимонопольщики и Минфин обратили пристальное внимание на переводы денежных средств между физлицами с помощью Интернета и мобильных приложений. Регуляторы установили, что комиссии, взимаемые при межбанковских переводах, выступают барьерами для смены банка потребителями и перевода средств в другую кредитную организацию. Монополистом на рынке признали Сбербанк, на который приходится 94%, на остальных участников рынка, которых насчитали целых 229 штук, приходится всего шесть процентов переводов и 45% выданных карт.

«Жалобы потребителей вызывает практика взимания комиссий при внутрибанковских межрегиональных переводах, которая у Сбербанка составляет один процент, но не более тысячи рублей. В ВТБ, Газпромбанке, Альфа-Банке, Тинькофф Банке, «Русском Стандарте», «Открытии» за подобную услугу не взимают денег вне зависимости от региона. Установление различных комиссий за внутрибанковский перевод в пределах одного субъекта и вне его говорит о дискриминации потребителей», — считает адвокат по гражданским делам Александр Швецов.

Казалось бы, целое поле для борьбы за клиента, но рынок характеризуется высокой концентрацией ресурсов в руках монополиста, который заставляет играть по своим правилам остальных. Мобильное приложение Сбербанка есть почти в каждом смартфоне, чего не скажешь о его конкурентах. По результатам исследования предложено на законодательном уровне закрепить две ключевые нормы. Во-первых, установить требование о том, что размеры комиссии за внутри- и межрегиональные переводы в рамках одной кредитной организации должны быть равны. То есть если банк не взимает комиссию за переводы по картам, выпущенным в Москве, то и на межрегиональном уровне не должен. Вторая норма — более значимая для всего рынка. Чтобы обеспечить его развитие и конкурентную среду, предлагается законодательно закрепить обязанность всех банков присоединиться к создаваемой ЦБ системе быстрых платежей. Предельное значение тарифов в СБП установит регулятор, но оно будет находиться в диапазоне 0,5–3 рубля за трансакцию.

«Один процент за перевод между регионами — это не такая уж большая сумма, если речь идёт о ста рублях, но прибыль, которая остаётся в руках банка, огромна. Для примера: если верить статистике, средняя зарплата в стране составляет 40 с лишним тысяч рублей. Если взять добропорядочного отца, который после развода с женой высылает деньги на содержание ребёнка не по решению суда, а по соглашению между сторонами, то 25% его дохода — это примерно 10 тысяч рублей. За разовый перевод спишут 100, а за год набежит 1200 рублей, которые также можно было потратить на родное чадо», — уверен адвокат по гражданским делам Александр Швецов.

По итогам рассмотрения доклада регуляторов правительство примет решение о целесообразности реализации предложенных мер. Пока официального ответа нет, но вероятнее всего, предложения будут поддержаны. В случае их реализации пострадает в первую очередь Сбербанк. После запуска СБП, которую поддерживают все крупнейшие кредитные организации, кроме монополиста, необходимость в системах переводов отдельных игроков отпадёт.

«Система быстрых платежей, продвигаемая Центральным банком, должна снять проблему размера комиссий. Для полноценного функционирования СБП необходимо, чтобы она была всеобъемлющей и позволяла потребителю услуг не задумываться об особенностях работы какого-то конкретного банка. Инициатива даст клиентам возможность активно пользоваться услугами того банка, который они считают максимально удобным, а не того, в котором получают зарплату или другие выплаты», — говорит адвокат по гражданским делам Александр Швецов.

Отзывы наших клиентов:

Задать вопрос юристам
Записаться на прием
Оставить отзыв
Обратиться на ТВ
Свяжитесь с нами
Правовой центр "Человек и Закон" готов оказать любую юридическую помощь.
127055, Москва, улица Бутырский вал, дом 68, офис 403

Правовой портал "Человек и Закон"
Любое копирование, воспроизведение или цитирование (полное или частичное) разрешается только с письменного согласия правообладателя.
Учредитель: ООО "Пиманов и партнёры". Главный редактор Воробьёв А.В.
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 38367 выдано 17.12.2009 Федеральной службой по надзору в сфере связи.
Оказание юридической помощи осуществляется с использованием товарного знака «Человек и Закон»,
зарегистрированного в Государственном реестре товарных знаков обслуживания Российской Федерации за № 386788.