Велосипед одним дарит чувство свободы, а другим вседозволенности. Владельцы двухколёсного транспорта часто становятся виновниками аварий, в которых сами же становятся пострадавшими. Но часто от их действий страдают обычные водители: в случае дорожно-транспортного происшествия, которое произошло из-за невнимательности ездока, тот часто пользуется преимуществом в скорости передвижения по дебрям городских дворов и сбегает с места происшествия. Доказать то, что именно его действия привели к инциденту сложно, а найти практически невозможно.
«В случае ДТП по вине велосипедиста, на выручку водителю может прийти помощь нескольких свидетелей или запись с камеры видеонаблюдения. Чтобы возместить стоимость ремонта может потребоваться экспертиза, которая установит, что следы на лакокрасочном покрытии автомобиля появились от соприкосновения с двухколёсным транспортом, на котором должны остаться аналогичные отметины. Окончательный итог должны установить сотрудники ГИБДД, которых необходимо вызвать на место происшествия»,— говорит адвокат по гражданским делам Илья Антонов.
Небольшая защищенность ездока влечет к тяжёлым последствиям в случае даже небольшого контакта с легковым автомобилем. Про автобусы и грузовики говорить вообще не приходится. В большинстве аварий виноваты именно владельцы двухколёсного транспорта, которые, в силу невнимательности или незнания, нарушают правила дорожного происшествия. Итог печален: каждый сезон уносит сотни жизней, а тысячи людей отправляются в больничную палату. Шлем или защитная экипировка, которой пользуются единицы, не всегда спасают при ударе. Далеко не у всех, кто крутит педали, есть водительское удостоверение, они имеют весьма смутное представление о ПДД, но являются равноправными участникам движения.
«Водитель управляет источником повышенной опасности и несёт ответственность в случае, если в столкновении велосипед получит повреждения, а его владелец травмы. Даже если вина ездока очевидна и именно он спровоцировал столкновение, автолюбитель будет не прав. Ему придется отвечать за нанесённый ущерб, предусмотренный Гражданским или Уголовным кодексом. Звучит не совсем логично, но такова правда жизни. Потому, находясь за рулём, необходимо быть максимально внимательным при появлении двухколёсного транспорта»,— советует адвокат по гражданским делам Илья Антонов.
Велосипедисты чувствуют свою безнаказанность: в случае, если по их вине нанесен ущерб автомобилю, они предпочитают сбегать. Водители за свой счёт ремонтируют царапины на кузове или повреждённые зеркала заднего вида. Любители крутить педали, в отсутствие специальных дорожек для движения в городах, вынуждены перемещаться в общем потоке, рискуя получить травмы или нанести вред другим участникам движения. Всё, что могут автолюбители, это взыскать ущерб за полученные повреждения и то, если хулигана удаётся догнать. Про поведение таких ездоков на улицах ходят легенды: некоторые обгоняют попутный транспорт по полосе встречного движения, игнорируют знаки или сигналы светофора, словом, ведут себя так, как им угодно.
«Владельцы двухколёсного транспорта имеют те же права и обязанности на дороге, что и другие участники движения. За управление велосипедом в пьяном виде, нарушение ПДД или отсутствие защитного шлема их могут привлечь к ответственности, согласно пунктам, предусмотренным в Административном кодексе. Но штрафы небольшие, да и ловят сотрудники ГИБДД таких дорожных хулиганов крайне редко»,— резюмирует адвокат по гражданским делам Илья Антонов.