Комментировал:

Кутиков Вадим Николаевич

Адвокат, партнёр адвокатского бюро «Человек и Закон»

Право на место

26.12.2019

Компания РЖД презентовала новый электронный билет на поезда дальнего следования, который появится в 2020 году. В нём появилась просьба к пассажирам нижних полок «разрешить» сидящим сверху посидеть на их местах в дневное время. Что делать, если сосед не проявляет гостеприимства, рассказал адвокат по гражданским делам нашего правового центра Вадим Кутиков

РЖД, вернее, её «дочка» — Федеральная пассажирская компания (ФПК), пытается разрешить проблему, которую путешественники не могут урегулировать десятилетиями. На вопрос о том, должны ли обитатели нижних полок делить место со своими соседями сверху, кажется, получен ответ. 

«В новом бланке прописали просьбу для пассажиров нижних полок разрешать едущим сверху посидеть внизу в дневное время. «Место для вашего багажа — сверху, на третьей полке. Стол общий. В дневное время разрешается сидеть на нижней полке», — говорится в описании предоставленных услуг. Это лишь право, но не обязанность. Заставить делиться пассажира не может никто», — считает адвокат по гражданским делам Вадим Кутиков. 

Тема прав пассажиров верхних и нижних полок стала одной из главных в информационном пространстве после того, как ряд СМИ написали, что РЖД разрешила пассажирам с нижней полки не пускать пассажиров с верхней. Федеральная пассажирская компания разъяснила тогда, что давно действует правило: пассажир поезда с верхней полки может сесть на нижнее место с согласия человека с билетом на него. 

«РЖД в первом полугодии 2020 года планирует ввести новый бланк электронного билета. Там есть ряд отличий по сравнению с действующим. Для обладателей билета на нижнее место есть пожелание: «Место для вашего багажа — снизу под полкой. Стол общий. В дневное время позволяйте пассажирам сверху сидеть на вашей полке». С недавнего времени монополия стала устанавливать разные цены на места в вагоне, а потому желающие сэкономить приобретают билеты наверх и пытаются коротать время и принимать пищу снизу, что не всегда устраивает их соседей», — говорит адвокат по гражданским делам Вадим Кутиков. 

Славное советское прошлое учило жителей нашей страны мирному сосуществованию в стеснённых условиях коммунальных квартир и ещё более близком соседстве в плацкартных и купейных вагонах. Большие расстояния и долгое время в пути делали бытовые конфликты неизбежными. Многим пассажирам верхних полок попадались конфликтные соседи снизу, которые не хотели делиться местом и пускать гостей для завтрака, обеда или ужина. Тем более что некоторые из них злоупотребляли гостеприимством, устраивая длительные застолья. 

«Пункт 51 правил перевозок, утверждённых Министерством транспорта РФ, гласит, что пассажир, приобретая проездной документ, вступает с перевозчиком в договорные отношения и соглашается во время поездки занимать определённое место, указанное в билете. Другими словами, проезд третьих лиц на оплаченном пассажиром месте не допускается. Ссылаясь на этот документ, можно не пускать соседей к себе», — уверен адвокат по гражданским делам Вадим Кутиков. 

Всё имущество в вагоне принадлежит собственнику, коим является ОАО «Российские железные дороги». Приобретая проездной документ, пассажир получает не только услугу по перевозке, но и право временного пользования оборудованием вагона: столиком, туалетной комнатой и водонагревателем. Они общие, но существуют определённые правила, которые вводят некоторые ограничения. 

«Пассажир с верхней полки может попросить проводника или начальника поезда временно разместить его на свободных нижних полках, которые имеются в вагоне. Однако их также придётся освободить в момент посадки пассажиров с билетами на данные места. Гражданин имеет право на отдых и сервис, если их можно так назвать в плацкарте, в соответствии с тем классом обслуживания, что указан в билете. Потому можно требовать пересадки как на любое свободное место, так и к другим соседям», — советует адвокат по гражданским делам Вадим Кутиков. 

Отзывы наших клиентов:

Яндекс.Метрика