Комментировал:

Гуков Алибек Сафарович

Адвокат, партнёр адвокатского бюро «Человек и Закон», кандидат юридических наук, доцент

Агрегаторы разделят ответственность с поставщиками

09.04.2018

Агрегатор, то есть система, осуществляющая поиск услуг или товаров, до последнего времени избегала ответственности перед потребителями, заявляя, что все претензии должен нести на себе конкретный поставщик: будь то ресторан или таксист. Недавние судебные решения и инициативы, которые позволят пострадавшим от некачественных услуг получить адекватные ущербу компенсации, прокомментировал адвокат по гражданским делам нашего правового центра Алибек Гуков

По статистике одного из крупнейших агрегаторов такси, на миллион поездок, заказанных через сервис, приходится один-два страховых случая, что примерно в 10 раз опаснее, чем перелёт на самолёте. Но пассажиры лайнеров, при этом, застрахованы куда лучше тех, кто садится в салон к незнакомому водителю, который не то что город, но даже правила ПДД и русский язык, знает далеко не всегда. За рубежом ответственность агрегатора такси и водителя страхуется: за счёт этого можно выплатить компенсацию пострадавшему пассажиру. В России такая практика пока не развита.

«На сегодняшний день компенсация по ОСАГО, единственное, что защищает пассажира такси. Гражданскую ответственность владельцев такси страхуют только в рамках этого полиса.  Можно получить компенсацию морального вреда и утраченного заработка, а также средств, потраченных на лечение. Согласно закону, максимальные выплаты за вред жизни и здоровью составляют 500 000 рублей. Чтобы её получить, пострадавшему пассажиру надо обратиться в страховую компанию и представить составленный ГИБДД акт об аварии, где пассажир указан как пострадавший, и медицинское заключение о степени повреждений в результате ДТП», — советует адвокат по уголовным делам Алибек Гуков

Но даже эти деньги, зачастую, взыскать невозможно. Чтобы избежать возможной ответственности, таксопарки используют сложную схему владения транспортным средством, которая заключается в длинной цепочке передач автомобиля по разным договорам аренды или лизинга. Чем она запутанней, тем труднее увидеть деньги. Часто потерпевшие не могут даже подтвердить свои расходы: приходится доказывать, какой именно вред здоровью был причинен, и проводить экспертизу.

«Убытки в виде утраченного заработка, подсчитать тоже непросто. Возникает ряд спорных вопросов по поводу того, действительно ли нуждался пострадавший в том или ином лечении, на которое он потратился, и в выборе лечебного учреждения для оказания медицинских услуг. Если это происходило в частной клинике, страховую может возмутить тот факт, что лечение не проводили по обычному полису ОМС», — поясняет адвокат по уголовным делам Алибек Гуков

Накануне Минфин одобрил законопроект об обязательном страховании ответственности для легковых такси. Вскоре станет нормой, когда агрегатор будет страховать каждого пассажира по отдельности. Это заставит предпринимателей по новому относиться к подбору персонала. Сейчас поисковику, который не несёт ответственность, всё равно, кто садится за руль вызываемого авто. На нём может быть известный и узнаваемый логотип, но сама машина оформлена на таксопарк или ИП, а потому именно они понесут убытки, случись авария. Агрегатор проблемы обходят стороной.

«Ранее суды освобождали от ответственности агрегаторов. Вся вина возлагалась на водителя такси. И это была самая серьезная проблема, потому что при тяжком вреде здоровью размер ущерба практически всегда не более 500 000 рублей по полису ОСАГО, а получить сверх страховой выплаты от водителей, большинство из которых трудовые мигранты, не имеющие постоянного жилья и серьезного имущества, нереально. А если в аварии пострадали несколько человек, то делить этот скромный пирог приходилось на всех. Уже сейчас ВС начинает признавать «солидарщиком» именно агрегатора. Первые решения уже вступили в силу», — резюмирует адвокат по уголовным делам Алибек Гуков

Отзывы наших клиентов:

Задать вопрос юристам
Записаться на прием
Оставить отзыв
Обратиться на ТВ
Яндекс.Метрика