Одним из мест, где столичные инспекторы начали проводить свой рейд, стало Рязанское шоссе. Таксистов останавливали каждые несколько минут для рядовой проверки документов и осмотра содержимого багажника. Помимо непристёгнутых ремней, отсутствия медицинской аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки находили и более существенные нарушения: у многих водителей не было маршрутного листа и необходимой лицензии.
«За руль может сесть любой желающий: минимум формальностей, ответственности — и можно отправляться в путь. Любая страховка — редкость. Только в этом году в нашей стране должны заработать поправки, которые обяжут все службы такси страховать пассажиров на два миллиона рублей. Пока же пострадавшие в ДТП вынуждены сами доказывать, что получили вред здоровью, находясь в салоне автомобиля, а затем добиваться компенсации», — говорит адвокат по гражданским делам Евгений Эрлихман.
Большинство водителей, работающих легально, к подобному рейду относятся с пониманием. Иначе навести порядок на рынке такси невозможно. И хотя цены на этот вид услуг постоянно падают, нелегалы всё ещё демпингуют: экономят на страховке, лицензии и на безопасности пассажиров. Комиссию, которую берут агрегаторы, платить тоже нет необходимости. Впрочем, даже поездка у официального перевозчика не даёт гарантии того, что пассажир доедет до пункта назначения целым и невредимым.
«Суды считают, что агрегатор предоставляет услуги только информационного характера и отвечать за последствия никоим образом не должен. Все эти юридические и физические лица связаны между собой невнятными правовыми отношениями. Один просто сдал машину в аренду, другой взял заказ и передал сигнал ближайшему водителю. Виновными в таких авариях, как правило, оставляют таксистов. У большинства из них нет денег для выплаты компенсации», — считает адвокат по гражданским делам Евгений Эрлихман.
Чтобы избежать возможной ответственности, таксопарки используют сложную схему владения транспортным средством, которая заключается в длинной цепочке передач автомобиля по разным договорам аренды или лизинга. Чем она запутанней, тем труднее увидеть деньги. Часто потерпевшие не могут даже подтвердить свои расходы: приходится доказывать, какой именно вред здоровью был причинён, и проводить экспертизу.
«Закон, который принят недавно, должен иметь пункты, предусматривающие ответственность электронной службы такси за перевозку. Поскольку его ещё не существует, действительно возникают проблемы с возмещением ущерба пассажиру, который пострадал. В том случае, если заказ передан нелегальному перевозчику, всю ответственность будет нести агрегатор. А если за руль сел человек, прошедший необходимую проверку, именно он будет отвечать за свои действия. Планируют ввести крупные штрафы для агрегаторов и самих таксистов, не имеющих разрешения. Могут также внести одну, но существенную поправку: водителей с иностранными документами, возможно, отстранят от работы», — поясняет адвокат по гражданским делам Евгений Эрлихман.