С 29 апреля этого года вступил в силу новый порядок возмещения ущерба для владельцев полиса ОСАГО. Если человек попадает в дорожно-транспортное происшествие, следует обратить внимание, когда был составлен страховой полис виновника аварии. Если соглашения были заключены до этой даты, выплаты производятся в денежном выражении, а если после, то в натуральном выражении, то есть ремонтом повреждённых агрегатов.
«Несправедливость кроется в том, что страховые компании пользуются письмом Центрального банка России по своему усмотрению, где написано, что при заполнении извещения о ДТП необходимо учитывать не дату заключения полиса виновника, а потерпевшего. Если человек страхует автомобиль сейчас, то должен получать натуральное возмещение убытка, хотя может его получать в денежном эквиваленте, потому что виновные еще имеют на руках полисы, заключённые до дня «икс»»,— говорит адвокат по гражданским делам Илья Антонов
Однако страховая компания направляет на ремонт всех, ведь ей процедура выгодна. Это ущемляет права потребителя. Когда водитель, пострадавшего в аварии автомобиля, приезжает в указанный автосервис, ему предлагают поставить оригинальные автозапчасти, которые могут стоить в три раза дороже китайских аналогов, что собираются установить по договору. Предположим, ущерб оценили в 50 тысяч рублей, но их может не хватить на качественное восстановление. Получается, что необходимо предъявлять иск о возмещении ущерба к виновнику, а тот, как и его компания, может заявить, что у пострадавшей стороны была возможность поставить запчасти, произведённые, например, в Поднебесной. Да, они, возможно, проигрывают в качестве, но стоят дешевле оригинала. И почему человек должен платить за настоящие, но дорогие детали, если есть более доступные? Позиция вполне объяснимая.
«Потерпевший оказывается в ситуации, когда вынужден заплатить большую стоимость, компенсировать которую, никто не собирается. Остаётся либо рисковать своим здоровьем и жизнью, устанавливая непроверенный контрафакт, либо переплачивать. Ситуация следующая: гражданин может получить 50 или 100 тысяч, а именно стоимость работ и деталей, которые предложат в аффилированном со страховой компанией автосервисе, хотя можно было получить до 400 в деньгах»,— рассказывает адвокат по гражданским делам Илья Антонов
Стоимость запасных частей оценивает ремонтная организация страховой. Они могут называть цены дешевых подделок и предложить доплатить из своего кармана за заводские изделия. А если отстаивать свои права и требовать компенсации в суде, то стоимость работы юристов может быть куда выше, чем цена вопроса.
«Да, в случае победы, потраченные средства взыщут с ответчика, но где гарантия, что у него есть средства на оплату? Он может просить рассрочку, что растянется на многие месяцы и всё это время машина рискует простоять в гараже, если её владелец не найдёт требуемых денег на ремонт и защиту интересов»,— резюмирует адвокат по гражданским делам Илья Антонов